Я писала про свой любимый орнамент "пироги".
Этот орнамент распространен в странах, где занимаются ручным ткачеством с древних времён.
-- Земля-то круглая! Вот такие пироги!
Не только в тканых изделиях, но и в вязании использовали и используют этот орнамент.
Болгарский блогер Дмитрий Дроздов написал целую статью об этом орнаменте.
-- Обычный геометрический рисунок или воспоминание о
древних божествах человечества?
Одно время наши предки верили, что у одежды с орнаментом есть магическая сила.
Одним из таких символов является изображение под названием „Канатица”.
В Болгарии „Канатица” можно перевести как „Крылья”.
Простой геометрический орнамент или воспоминание человечества о древних божествах?
Символ оказывается одном из самых древних и широко распространенных символов в мире, сохранившийся без изменений с глубокой древности и до наших дней. Первый известный орнамент на глиняном сосуде, найденном в кургане Хаджилар, примерно в 615 км к югу от Стамбула. Возраст около 5300 лет до.н.э.
Ткачиха из племени суквамиш, северо-западное побережье Салиш Северной Америки.
Одно из имен изображения в Северной Америке является „Бабочка”. Символизирует вечную жизнь. По логике бабочки довольно далеки от вечной жизни, но присутствуют те же четыре "крылья".
— - Почти по всему миру эта фигура символизирует вечную жизнь (или, по крайней мере, долголетие), используется как амулет для защиты от злых сил и негативных влияний, является символом, который приносит счастье и благополучие его владельцу.
— На многих местах эта фигура называется „Утренняя звезда”, „Зарница”, „Вечерняя звезда".
- В Кыргызстане символ называется Тумарча, что буквально означает „амулет”. Используется как талисман, который защитит от плохих взглядов.
Трикотажный жакет. На спинке и на полочках орнамент. Сфотографировала на улице Москвы в 2017 году.
- В легендах Дальнего Востока центр изображения часто называют гнездом (здесь, престолом) дракона. Вопрос — а что в центре, на чем сидел этот „дракон”."
- На Дальнем Востоке (Таиланд, Лаос) — изображали на тканях , и на шторах. Также символ помещают у входа в жилье для защиты от негативных влияний и благополучия в доме.
- В сельских домах Индии фигуру рисовали на стене рядом с входной дверью для защиты от злых сил и к счастью в доме.
Закладное ткачество, 2017 год. Когда сняла полотно со станка, то поняла, что одно дело видеть такой узор на фотографии в Интернете и другое дело — самой увидеть в реальности его. Впечатляет. У индейцев этот узор называется "Глаз сияющий" и выполняет роль амулета для защиты от злых сил. Точное название. Не очень аккуратный узор, много ошибок по неопытности, зато руки "запомнили", как создавать такой орнамент. Убрала в шкаф, так как меня смущает бирюзовый "глаз", который сама же ткала. Теперь понимаю древних ткачих, которые ткали такой орнамент.
"Eye Dazzler Navajo Rug" -- узор "ослепляющий, сияющий глаз" на коврике племени Навахо.
Этот ковер назвали алмазным или бриллиантом (Woven Diamond Kilim Rug).
„Алмаз”- современное название фигуры.
Что это — что-то от глубокой древности до наших дней, что защищает людей от злых сил, приносит им благосостояние и, возможно, есть у него крылья?! При этом живёт вечно, или, по крайней мере, достаточно для долголетия?! Естественный ответ — божества, ангелы. Мистические крылатые наставники и защитники с четырьмя крыльями участвуют в легендах людей во всем мире, как и во всех Священных писаниях. В них говорится, что эти крылатые существа с неба были первыми королями, благодетелями и защитниками людей. Они выбирали среди людей правителей-посредников, через которые предавали свои знания.
Статуэтки шумерских божеств Абгала (по-аккадски Апкаллу). Согласно шумерской мифологии, Абгал — это семь божеств, которые давали знания людям и были царями Шумера до потопа.
Золотая плитка с VI века до н.э. с изображением божества этрусков, с двумя парами крыльев. Экспонат Лувра.
Солнечный б*г Мардук (древней Месопотамии) -- шумерский и вавилонский царь б*гов и смертных, преследует со своим оружием крылатые существа Анзу.
Неудобные для религий просветляющие б*жества (светоносцы) постепенно демонизируются. Но крылья всегда остаются неизменным атрибутом как «падших», так и праведных ангелов.
Хорошим примером является христианский архангел Михаил (Микал в исламе). На современных иконах он борется со злом (дьяволом), но на первоначальных картинах он всегда борется с драконом. Древние крылатые божества Месопотамии также изображались сражающимися с драконом.
Архангел Михаил на иконе в монастыри. (1650 - 1699) Афины, Греция. Летящая мантия напоминает нижнюю пару крыльев.
Во многих культурах и религиях эти крылатые б*жества (б*жественные «птицы») и по сей день почитаются как прародители, первые учителя, благодетели и защитники, вне зависимости от сложившегося вероучения и государственного строя.
Вот такая история орнамента "пироги"! Конечно, это только предположение. )