Найти тему
"Хомо люденс"

Сплагиатили ли Ильф и Петров героя у О. Генри

Даже странно, что любители Ильфа и Петрова, выискивая источники вдохновения этих писателей, обошли стороной О. Генри с его сборником рассказов «Благородный жулик».

Такие любители всегда сравнивали почему-то сугубо сюжетную линию со стульями. Мол, Валентин Катаев услышал идею о поисках драгоценностей в мебели, передал ее своему брату Евгению Катаеву и его другу Иехиелу-Лейбу Файнзильбергу… а те взяли псевдонимы Ильфа и Петрова и написали потрясающе остроумные книги.

Ах, да, еще был писатель Лев Лунц. Он, по его и Валентина Катаева уверениям, раньше Ильфа и Петрова описал, как выходцы из богатой (до революции) семьи спрятали сокровища в платяную щетку и эмигрировали из России.

Однако ведь сам по себе способ упрятывания сокровищ в стуле, хоть и занял почетное место в названии книги Ильфа и Петрова, но был не более чем средством.

А главным было другое:

  • образы героев, в 1-ую очередь Остапа Бендера;
  • веселые описания различных жульнических махинаций.

И вот тут можно увидеть столь явное сходство, что диву даешься: как его не видят остальные?

Взять хоть, так сказать, любимый методологический прием жулика:

  • у Остапа от Ильфа и Петрова было «400 сравнительно честных способов отъема денег»;
  • у Энди Таккера от О. Генри это звучало как «сверхфинансовые способы добывать деньги». Заметьте – не просто финансовые, а сверх;
  • у Джеффа же Питерса от О. Генри тоже была особенность «делать деньги самыми разнообразными способами. Этих способов было у него никак не меньше, чем рецептов для изготовления рисовых блюд у жителей Чарлстона, штат Южная Каролина».

Чувствуете сходство? Пока что незначительное, но мы лишь «пристреливаемся».

Были и сюжетные пересечения, хоть и неглобальные.

Например, Энди и Джефф впервые встретились, когда за 1-ым гнались местные жители, а 2-й его спас.

В посте приведены кадры и цитаты из советских экранизаций книг Ильфа и Петрова + О. Генри
В посте приведены кадры и цитаты из советских экранизаций книг Ильфа и Петрова + О. Генри

Обратите внимание: он его спас как Бендер – Паниковского, за которым при 1-й его встрече с Остапом тоже гнались разгневанные сельчане. Великий комбинатор решил, что старик будет ему полезен на определенных ролях, и принял его в свою команду. Точно так же Энди почувствовал, что от Джеффа будет какой-то профит.

Или вот герой, нанятый Энди и Джеффом для махинации по околпачиванию граждан, любил xpюшeк – как тот же Паниковский обожал гусей.

Да-да, существа разные: животные и птицы. Но принцип-то похожий. И оба с одинаковым придыханием рассказывали о своей любви к этим братьям меньшим. Не зря помощника Энди и Джеффа прозвали клептоcвuном, а о Паниковском Остап говорил, что у того «специальность – гусь».

Джефф воровал, но взамен обворованным гражданам оставлял хоть что-то, хотя бы надежду. Вместе с Энди они порой из простой кражи устраивали целый, как бы сказали сейчас, перформанс.

Остап тоже воровал (вспомнить хоть золотое ситечко, прихваченное им у мадам Грицацуевой), но не просто так, а творчески, с изюминкой, эффектно: «Надо мыслить. Меня, например, кормят идеи».

То бишь стул «знойной вдовы» он вроде как отработал, ситечко же у нее взял попутно, без отработки.

И жуликам как в Штатах, так и в Стране Советов при всей их любви к «маленьким металлическим кружочкам» всегда на них не везло:

  • и Джеффу с Энди – то не вовремя выстреливала пушка, в которой были спрятаны банкноты, то находились другие жулики, которые неожиданно отбирали гонорар;
  • и Остапу – то его компаньон в самый важный момент умудрялся прогулять деньги, то нашпигованные драгоценностями стулья вместе с работниками театра отбывали на гастроли в другой город.

Кроме того, и Остап, и жулики О. Генри, прежде всего начитанный Энди, обожали пофилософствовать. Особенно:

  • на голодный желудок. Так, во время вечерней лекции Остапа в Васюках «красноречие его было необыкновенно», поскольку он «со вчерашнего дня еще ничего не ел»;
  • после приема градусных напитков. Так, Энди признавался: «Когда я выпью, меня всегда влечет к ораторскому искусству».

Причем выводы из размышлений героев нередко бывали в близком русле. А-ля:

  • истина от Энди Таккера: «Брак – это когда бывшие друзья становятся врагами… это когда ваш омлет все время пахнет духами»;
  • мотивация собственным примером от Остапа Бендера: «Разве я похож на человека, у которого могут быть родственники?»
-3

Кстати, относительно женского вопроса все эти благородные жулики тоже не мучились. Они слабый пол воспринимали сугубо как средство проворачивания своих махинаций. Например:

  • жулики О. Генри наняли девушку, чтоб она сыграла роль богатой вдовы для облапошивания бедных холостяков;
  • Остап даже лично женился, чтоб «спокойно покопаться в стуле».

И в обоих случаях мошенники сбежали.

Однако и все эти, и еще многие другие пересечения можно было бы считать совпадениями, если б не самое главное: собственно типаж благородного жулика.

Именно этот образ описали как О. Генри, так и советские соавторы. Просто Энди и Джефф действовали в условиях ковбойского Запада, а Остап – в социалистических реалиях.

Близкие типы появлялись в разное время в различных книгах. Вот как Павел Чичиков у Николая Гоголя. Но там акценты были другие.

Заметим, что этот образ уникален и оригинален. Он не родствен, допустим, типажу Робина Гуда, который обворовывал богатых, но потом деньги отдавал бедным.

Благородные жулики, в принципе, могли помочь кому-то, когда сердце дрогнуло. Вот как Энди с Джеффом отдали 3000 долл. той самой девушке, которая играла роль богатой вдовы.

Однако это было исключение. Или, как сказал бы Ося, «даже не эпизод… так, джентльмен в поисках десятки».

Вывод: так плагиат ли – тексты Ильфа и Петрова?

-4

Нет, нет и еще раз нет.

Это не плагиат, а виртуознейшая игра в бисер, перекличка гениальных авторов.

Ильф и Петров потрясающе остроумно, проницательно, психологически точно и художественно выверенно описали образ благородного жулика в современных им реалиях. И, пожалуй, у них получилось даже точнее и смешнее, чем у одного из источников их вдохновения – О. Генри.

П. с. В развитие темы (и чтоб понять одни моменты… и просмаковать другие моменты…) читайте посты «8 самых обаятельных жуликов советского кино», плюс «Самые интересные опереточные злодеи в комедиях Гайдая», а также «Игра в бисер: как в нее играть? (Х-клюзивный алгоритм для избранных)». И на близкую тему отгадывайте викторину «Вычислите советский (мульт-)фильм по пиратам в кадре».

#кино #книги #чтение #литература #культура #общество #интересные факты