А задумывались ли вы, откуда растут ноги у такого праздника, как 1-е Мая? Ну-ну, конечно, знаете, что празднику весны и труда было положено начало в какой-то там Америке: чикагские рабочие вдруг потребовали справедливости, уважительного отношения к труду и ограничения его по времени до 8 часов. Всезнающая Википедия, говорит, что на 30 лет раньше – в 1856 году – на самом деле первыми против длинного рабочего дня выступили австралийские рабочие. Бог с ними, честное слово: тот, кто трудится сам на себя, работает куда больше 8 часов и не очень-то помышляет о какой-либо справедливости.
Но не случайно Первомай называют праздником не только труда, но и весны. Вторая причина – более древняя и, я бы сказала, ключевая, родом из язычества. То есть попросту люди, которые были когда-то ближе к земле, всегда отмечали приход весны и наступление осени в той поре, когда собран урожай и подсчитаны цыплята. И отмечали первомай или около того – например, 6 мая – день св. Георгия – многие народы и в разные времена. В Крыму – христиане и мусульмане вместе, потому что во-первых- святой Георгий был почитаем и там, и там, а в этот день еще и мусульманские пророки Ильяс и Хидра (Хызыр) наконец-то встретились на земле, а во-вторых, этот святой (Геооргий) был покровителем пастухов, и отмечая этот день приурочивали к нему перегон скота на горные пастбища. У крымских татар этот праздник был связан с появлением первого колоса на зерновых. Встречала самые разные написания этого праздника - Хедерлез, Хыдырлез, Катерлез.
Но и это еще не все: сейчас буду вещать из 1888 года про отмечание 1 мая в Симферополе, в городском саду, и в цитируемом тексте автор задает вопрос о почитании в этот день воды из фонтанов. Это действительно так, потому что тот самый пророк Ильяс был покровителем воды, тогда как Хидра (Хызыр) – покровителем земли. Поэтому получается, что 1-е Мая – это праздник весны, труда хлеборобов и пастухов, праздник воды и земли, день почитания св. Георгия, пророков Ильяса и Хидры. Забыла про Вальпургиеву ночь, то есть праздник ведьм)) Но это не наш праздник. Ни-ни.
В 1888 г. в Симферополе работал городской сад, тот самый Екатерининский, где был поставлен памятник императрице. В конце апреля с наступлением устойчиво теплой погодой там открывался сезон гуляний, которые, как правило, сопровождались музыкой и по этой причине вход на территорию сада был платным. Но Первомай был особенным! Во-первых, гуляния в этот день были бесплатными, а во-вторых, но на самом деле во-первых, они начинались, о, Боги! в четыре часа утра, а в-третьих сопровождались особыми ритуалами и даже был бонус для особо ранних пташек. Единственное, что не изменилось за 135 прошедших с того момента лет, так это «веселье, усиленная еда и фундаментальная выпивка»!
В воскресенье, 1 мая, в городском саду, по примеру прежних лет, было устроено большое безоплатное гуляние, во время которого с 4-х часов утра (!!!) играл оркестр бальной музыки.
Обычай встречи 1 мая в такой ранний час дня на бульваре существует в Симферополе с давних времен и до того чтится местными жителями, что в этот день бульвар буквально переполняется публикой. Но не одна музыка привлекает на бульвар столько гуляющих, а существующий там фонтан, воде которого народ приписывает целебные свойства. Фонтан этот построен в 1857 году одним греком Апостолом Савопуло. По местному преданию Савопуло был слеп. Однажды он совершенно случайно промыл себе глаза из ручейкА, протекавшего на месте нынешнего фонтана. Почувствовав сначал облегченик, он после нескольких таких промываний совершенное прозрел. Признательный слепец соорудил за свое исцеление на том месте фонтан- вера, имеющая своим основанием отчасти и многие другие будто бы факты исцеления этой водой глазных болезней. Воду бульварного фонтана пьют также по утрам натощак и как средство против катара пищеварительных органов. Вода эта на вкус солоновата и содержит в себе много минеральных примесей, от которых и зависит ее специфический вкус и запах. Непонятным во всех преданиях о бульварном фонтане является, однако, одно обстоятельство: почему день чествования 1-го мая связывается с днем, в который выражается почитание фонтанной воды? (Вы-то теперь можете предполагать, чем объясняется это почитание).
Но чем бы ни объяснялось это странное соединение разных народных верований и обычаев, а симферопольцы усердно празднуют его, несмотря ни на какую погоду, а чтобы возбудить соперничество посетителей сада, городской садовник накануне первого мая кладет у фонтана большой букет цветов, и кто явится первый, тот и делается обладателем букета.
Многие, стремясь на бульвар, не умываются дома и совершают это на у фонтана на бульваре, где затем пьют натощак воду. Большинство таких «чающих воды» состоит из гречанок и армянок, более других верующих в целебные свойства бульварного офнтана.
Кроме обычного утреннего посещения бульвара 1 мая наши горожане в этот день целыми партиями высыпают за-город, на лоно природы, где. разумеется, идет веселье, усиленная еда и фундаментальная выпивка…
Кстати, в Севастополе местом для отмечания первого дня мая была Загайтанская, или Первомайская, балка, куда чаще всего добирались на яликах через всю длинную Севастопольскую бухту.