Сидят у меня сейчас две девочки-первоклассницы, читать еще толком не умеют, много веселятся и шумят. Делают домашнюю работу по окружающему миру, вырезают, клеют и прочее. Я рассердилась (ладно, сделала вид) и велела им прочесть весь параграф и пересказать мне, о чем он. Что, разумеется, невозможно на их уровне.
Но они не сдаются, как ни в чем не бывало начинают громко, вслух по слогам читать, водя пальчиками по листу. Но вот беда, с чтением-то справляются, но понять и рассказать то, что прочли - никак. Все усилия уходят на то, чтобы справиться с буквами, а смысл ускользает, как водится.
И тут они находят такой выход. Одна говорит, что будет читать (пошустрее читает), а вторая пусть только слушает ее чтение, постарается все запомнить и пересказать первой. И так они справятся с заданием. Смотреть на это мне забавно и смешно. И даже так, разница между гранитом, кремнем и известняком заставляет их впасть в ступор. Таков материал для первого класса!
Тут прибегает второклассник, который в принципе далеко не ушел от них. Спрашивает озабоченно у меня: "Тсё будем пейвым деить? Я окузаюсимий не пинес!" (Что будем первым делать? Я окружающий мир не принес!). Ну, конечно, это ж моя забота, в первую очередь, справиться со всей домашкой! Я должна все красиво вырезать и наклеить, и клеем не обляпаться. Вспомнить бурятские традиции и приклеить-найти ему по теме из своих запасов симпатичную картинку в рабочую тетрадь.
Еще объяснить ему разницу между русскими и бурятами, потому что он казах, только что приехавший. Ему в принципе до лампочки, какие там народы населяют Бурятию, и какие у них существуют традиции. Он огорчен только тем, что его оторвали от друзей, которых он еле завел себе, когда пошел в школу в другом городе в прошлом году. А теперь все заново: знакомиться, привыкать, дружить и т. д.
Его обширную семью я знаю уже давно. Она ежегодно поставляет мне новых учеников. И причина не очень весела. Взрослые дети разъехались по разным городам, нашли работу, завели там семьи, родили детей. Но потом что-то переставало складываться, и они начали постепенно возвращаться на родину. Сначала просто привозили по одному детей сюда, а потом и сами после развода.
Это все происходило очень долго и муторно на моих глазах в течение многих лет. То они уезжали, то приезжали оттуда свекры и злобно увозили внука обратно. Да, прямо заходили ко мне в офис за ребенком, не забыв вытребовать свой остаток денег обратно.
Те, кто окончил начальную школу и перешел в пятый класс, весело сообщают, что учиться стало здорово, потому что постоянно нет какого-то урока, и они просто сидят в кабинете и веселятся. Они, бедолаги, думают, что так и надо, в этом и состоит специфика взрослости и отличие от младшей школы. Они теперь большие, и их можно оставлять одних!
Им и невдомек, насколько остро стоит нехватка учителей-предметников в школе в этом году. Бегут они. Дети только на этой неделе говорят о том, что у них наконец началась математика или английский, пришла новая учительница, и т.д.
Удивленно рассказывают, когда приходит мужчина: "Прикиньте, у нас новый математик, высокий такой, худой-худой и плешивый!" Короче, не "смачный" совсем, смачный у них только историк, если помните по прошлым рассказам.
Короче, эта новая школа, не успев открыться немного лет назад, уже трещит по швам от наплыва учащихся. На переменах у них постоянно кого-то давят в толпе. А учителей вот разогнали, да, всякими нелепыми требованиями.
Если бы им просто давали работать, много же ведь работы и без бумаг. Тем более, отличный есть способ проверить результат - вэпээрные, огэшные и егэшные баллы. Зачем же требовать еще?
Кстати, в этом году никто ни разу не спросил у меня еще: "А по какой методике вы работаете? А у вас есть чеки-квитанции? А разговорный язык?" Раздражают меня эти тупые вопросы. Неужели и впрямь эпидемия унесла у нас все лишнее и наносное?
Какая методика вам еще? Давайте мы в ребенка затолкнем уж как-нибудь шесть форм глагола To Be (кстати, во всех по-разному приходится толкать), - и то будет счастье. А если к старшим классам они будут свободно оперировать четырьмя настоящими временами - это будет предел мечтаний.
И никто не будет писать тупые книги и требовать по ним заниматься. Учились же сколько лет по Радуге Афанасьевой - нормальный адекватный учебник с полной проработкой, и к ней есть рабочие тетради, ЛГП и контрольные. А в этом году почему-то часть детей пришла со Спотлайтом (Спотифай называют его дети).
При этом, как обычно, по нему работают без рабочей тетради и прочего. А по учебнику ничего изучать и отрабатывать невозможно. В нем, как и в Старлайте, просто рассыпаны огромные рисунки, меелкие надписи и тексты. Темы рассыпаны вольно, я бы сказала.
Могут ли на одном развороте находиться 12 новых глаголов, 8 локаций, 14 школьных предметов и кроссворд до кучи. Как это все можно одновременно брать без построения предложений? Кроссворд, я вообще считаю, можно смело давать, когда заняться больше нечем. Точнее, если не знаешь, чем занять ребенка.
Сунь ему под нос кроссворд, и пусть сидит часами развлекается. Некоторые дети еще умудряются получать от него огромное удовольствие. Но, как говорится, ни уму ни сердцу он ничего не дает. Совершенно бессмысленное занятие. Примерно, как некоторые думают, что разгадывая кроссворд, они становятся умнее ( а рассказывая анекдот - смешнее) ...
Ладно, для справедливости отметим, что создав эту безумную книгу, авторы как будто одумались и настрочили наконец к ней кучу вспомогательных пособий, логически с книгой не связанных. И среди них есть очень даже хорошие. Но все равно неудобно так заниматься. В школе их не заставляют все это покупать. Покупаю (вылавливаю подешевле до одури на вайлдбериз, а больше где, в магазине нет), как обычно, это все я одна, и заставляю заниматься своих детей по ним.
- А да, еще я обернула скатертью, обратной ее белой стороной точнее, половину своего баннера, и со страхом (любопытством?) теперь жду, что на это мне теперь скажет Шутенков. Намертво мой баннер приделан, и высоко еще. Как его снимать-то, не знаю я, только вызывать опять кого-то специально с подъемником. Еще была мысль просто закрасить краской, если уж прям так невыносимо и безразмерно ярко высвечивается телефон.
Такие дела у нас новогодние, короче...