Найти тему
2,5K подписчиков

Продолжение картины «Ошибка резидента». Фильм охватил почти три десятка лет

650 прочитали

Советские фильмы «Судьба резидента», «Возвращение резидента», «Конец операции резидент» стали продолжением картины «Ошибка резидента». Первый фильм настолько понравился зрителям и курировавшим его работникам КГБ и руководству страны, что было принято решение снимать продолжение картины. Фильмы делали по две серии, но правильней их было превратить в один многосерийный фильм.

Исполнителями ролей пригласили почти всех тех же актеров, которые снимались в первой картине, дополнив новыми звездными фамилиями. Актеры были очень яркие и харизматичные: Г. Жженов, М. Ножкин, А. Ветроградов, Е. Капелян, Р. Плятт, Н. Прокопович, Н. Граббе, Ж. Болотова, Э. Киви, Э. Шашкова, Э. Пьеха, Б. Бабкаускас, О. Эскола, Г. Шаповалов, В. Захарченко, В. Рудный, Э. Зорин, Г. Тусузов, Э. Кнаусмюллер, Н. Бриллинг, П. Боргельт, В. Кох-хорге, Л. Ярмольник, Ю. Волынцев, Л. Броневой, Б. Химичев, А. Харитонов, Б. Иванов, Б. Клюев.

Картины опять была двухсерийными и рассказывали о продолжении приключений иностранного шпиона в СССР, но уже после его ареста и перевербовки советскими разведчиками.

Фильм продолжали курировать агенты КГБ, которые участвовали и в написании сценария, и в съемках картины. Они одобряли декорации и выдавали разрешение на проведение съемок на закрытых объектах. Таких, как город Горький. Этот город во время съемок был закрытым городом и проводить в нем съемки картин, да просто приехать в него можно было только после предварительной регистрации в органах правопорядка. Поэтому проведение съемок там разрешили только по приказу начальства из Москвы.

Картина была обязательной к просмотру в разведшколах СССР. Эпизоды вербовки и перевербовки простых граждан и разведчиков специально изучали в школах молодые курсанты. Картина фактически и создавалась изначально для того, чтобы стать наглядным пособием в подготовке профессиональных разведчиков нашей страны.

Изображение со страницы https://ok.ru/video/68579391630291-33
Изображение со страницы https://ok.ru/video/68579391630291-33

Оставшиеся части эпопеи снималась в городах: Москва, Ярославль, Горький, Сергиев Пасад, Бухарест, Французское посольство в Москве.

Сразу после выхода очередной части картины на экраны кинотеатров в 1970 году начали снимать и заключительные части, потому что они неразрывно были связаны со второй частью. Необходимо было завершить историю и поставить в ней жирную точку. Тем более, что картина, итак, уже основательно привлекла внимание иностранных разведок и те постоянно пытались внедрять в состав съемочной группы своих агентов под видом шоферов, техников, осветителей.

Предпоследняя часть называлась «Возвращение резидента» и вышла на экраны в 1982 году. Но по накалу страстей и эмоций самой лучшей до сих пор считается первая часть картины.

Спустя годы после съемки фильмов стало ясно, что автор сценария Востоков писал главного героя с себя, и именно он и был иностранным шпионом, перевербованным советскими спецслужбами.

Самая последняя часть картины называлась «Конец операции резидент» и вышла на экраны в 1986 году. Но и вторую и третью и четвертую части можно было бы объединить в один многосерийный фильм, потому что они очень плавно перетекали друг в друга и не смотрелись отдельно, в отличие от первого фильма.

Все так же в картинах звучит музыка и песни М. Ножкина.

За годы съемок актеры успели постареть, повзрослеть и сильно измениться. Ножкин начинал съемки совсем молодым человеком, а закончил взрослым, состоявшимся актером.

Годы отсидки в тюрьмах сильно испортили здоровье Жженова, все-таки он сидел семнадцать лет по ложному доносу товарища, поэтому в последних картинах о приключениях резидента ему уже было трудно сниматься.

У Ярмольника во время съемок в Бухаресте была забавная диета — он питался персиками, чтобы похудеть и соответствовать роли.

Все фильмы серии про резидента интересны как психологический детектив с элементами боевика, хотя погонь и перестрелок там довольно мало.

Ностальгию у зрителей могут вызвать декорации фильмов, в точности воспроизводящую свою эпоху. Воссозданы были малейшие детали: автомобили и мотоциклы тех лет, лампы, столики в кафе, одежда. Над каждой сценой тщательно трудились художники — декораторы во главе с проверяющими их сотрудниками спецслужб СССР.

Всю кино эпопею интересно еще смотреть потому, что на протяжении всех серий можно увидеть как менялась советская страна. Ведь в целом фильм охватывает эпоху почти в тридцать лет и многие зрители могли поностальгировать на ней, вспоминая свое детство, отрочество и зрелые годы.