О том, что где-то снимается (или уже снят) "Реквием", я узнал сразу после просмотра в кинотеатре "Шести демонов Эмили Роуз". Голливудский хоррор мне понравился. Поэтому, конечно, хотелось увидеть и "реалистическую" версию этой "реальной истории" о молодой немецкой девушке, доведенной до смерти чередой актов экзорцизма.
Количество регалий, полученных немецким фильмом, впечатляет.
И все же "Реквием" почему-то смущает своей принадлежностью к школе современного европейского кино. Это похоже на какой-то демарш) Дескать, вы там снимайте в Голливуде своё, а мы будем снимать своё — с некрасивыми актерами, неброское, серенькое... Зато "настоящее".
Вот выдержка из интервью с режиссером и сценаристом.
"Какая искра воспламенила ваш интерес к фильму?
Шмид: Cтатья о паломниках в Клингенберг. Именно здесь скончалась католическая студентка Аннелиз Михэль в результате недоедания и истощения после многочисленных сеансов изгнания нечистой силы (мед. — экзорцизм). Я поражен тем фактом, что через 20 лет после ее смерти паломники со всей Европы, совершающие путешествие в Клингенберг, почитают её как великомученицу. Я заинтересовался этой историей, много прочёл об экзорсизме 20 века и начал писать предварительную версию киносценария.
Сценарист фильма Б.Ланге упоминает свой предыдущий фильм, "Дальний свет":
Ланге: Оба фильма исследуют драматические моменты в жизни молодежи, которые наступают гораздо быстрее и острее, чем у старшего поколения. В двадцать лет ты полон самоуверенности, убежденности в своей правоте и праведности своих поступков. Это и делает героев фильмов сильными и выразительными.
В результате оказывается, что при некоторой самоуверенности, действительно свойственной молодежи, герои фильма отнюдь не сильны и не выразительны. А интерес Шмида к паломникам и вовсе оказывается за бортом. Даже акты экзорцизма, кроме самого первого, оказываются за бортом.
Хорошо известно, что Шмид (между прочим, не только режиссер, но и продюсер картины, то есть, обладающий правом настаивать на художественных формулировках), хотел отмежеваться от "реальных личностей и событий".
А в результате получилось точно такое же "отмежевание", какое получилось у американцев, но только их "миф" обладал при всем при этом добротной жанровой энергетикой.
Кроме того, американский фильм по-хорошему эклектичен. Через судебный процесс (то есть, в традиционный фильм ужасов примешивается традиционная же судебная драма) разрешается конфликт между мирским судом и решением церкви. То есть, находит выход вопрос, которым озадачивался Шмид.
Полностью отступая от реальных фактов истории Аннелиз Михаэлы, американцы Скотт Дерриксон и Пол Харрис Бордман хитроумно находят необходимый пафос и убедительность (понятные массовому зрителю), чтобы обосновать паломничество наших современников (допустим, например, что истиной для американца является решение суда).
Но и деревенская консервативность сознания присутствует в американском фильме тоже. Но только вскользь. Ведь не каждый деревенский житель, поступивший в университет и впервые услышавший "Deep Purple", станет одержим демонами)
Оценка: 4,5 из 10.
Режиссер: Ханс-Кристиан Шмид.
Сценарий: Берндт Ланг,
Оператор: Богумил Годфреджов.
В главных ролях: Сандра Хюллер, Бургхарт Клаусснер, Имоген Когге.
В ролях: Анна Бломайер, Николас Рейнке, Йенс Харцер.
Читайте также на моем канале: