Продолжаем разговор об ошибках семейного общения.
Не всегда заметными сознанием, но коварными по последствиям являются так называемые двойные послания, когда по вербальному (словесному) каналу передается одно сообщение, а по невербальному (интонации и язык тела) в это же время совершенно другое, может даже противоположное. Например, словами мать говорит ребенку или жена мужу о том, что его любит, а интонации в голосе и взгляд холодные. Если развести послания во времени и принять за сообщения не только слова, но и поступки, то слова о любви могут сочетаться со шлепками, обесцениванием и оскорблением и т.п.
Абюьюзивная коммуникация – это коммуникация, принижающая, обесценивающая, ущемляющая чувство собственного достоинства другого члена семьи. Здесь много подвидов и терминов, но суть именно в сказанном, один человек психологически подавляет другого.
Манипулятивная коммуникация – это стремление получить выгоду от взаимодействия без оплаты, без предоставления чего-либо взамен, ибо отношения любят симметрию. Здесь и шантаж, и ультиматумы и «навешивание» чувства вины через свою обиду, и лесть, и угрозы, и слезы, взывания к чувствам жалости и великодушия. Все эти манипуляции и психологические игры подменяют собой искренне общение, иногда из корысти, а иногда человек не может иначе, ибо вынужден обслуживать собственные комплексы и страхи.
Ошибки формы предъявления информации – это может быть грубость, несоответствие тона или содержания сообщения половым, возрастным или индивидуальным особенностям. Очевидно, что в ответ на такое сообщения у человека появляется недовольство и зарождается конфликтная ситуация.
Ошибки каузальной атрибуции, другими словами, ошибки приписывания причин поведения. Дело в том, что человек в целях понимания и контроля над окружающей ситуацией (инстинкт самосохранения, ориентировочный рефлекс), пытается понимать причины поведения других людей, от этого зависит и его интерпретация. Например, специально человек опоздал или обстоятельства подвели, свой поступок он оценивает или чужой и т.д. Если обстоятельства подвели, то мы входим в положением, а если специально, обижаемся или наказываем. При оценке своего поведения мы объясняем его обстоятельствами и оправдываем себя, а при оценке чужого, обычно считаем его лично безответственным и неорганизованным с вытекающими последствиями.
Выделю несколько основных ошибок такой интерпретации. Главная фундаментальная ошибка – недооценка ситуационных факторов. При оценке поведения других людей мы чаще считаем виновными не обстоятельства, а лично их. Следующая ошибка – ошибка ложного согласия, проявляется в том, что себе по отношению к другим людям мы позволяем больше, чем им по отношению к нам. Еще одна частая ошибка в коммуникациях - предубеждения. В социуме это могут предубеждения женщин относительно мужчин и наоборот, детей против взрослых, представителей одних профессий против других. В семье эти предубеждения могут быть сформированы под влиянием опыта родительских семей, личных травм и обид, предубеждения ребенка к родителям в том, что они не считают его взрослым, не доверяют и т.п. У мужа или жены может быть предубеждение что вторую половину нужно контролировать, иначе может изменить и т.д.
Следующая ошибка - коммуникация внутри треугольника Карпмана. Он выделил три роли для участников общения: преследователь, жертва и спасатель. Самая частая ошибка здесь это когда третий вмешивается в конфликт двоих в роли спасателя. После этого роли меняются и конфликт разгорается с новой силой. Не рекомендуется играть в спасателя, если нет реальной угрозы для одного из членов семьи.
Ну и напоследок, по терминологии Э. Берна, перекрещивающиеся коммуникации. Например, один партнер спрашивает другого как взрослый взрослого человека, а второй начинает говорить с ним как с ребенком. Появляется напряжение.
Конечно, можно описать ещё немало ошибок семейного общения, но если вы будете стараться избегать указанных, то счастье будет ближе к вашему дому!
Автор: Кошарный Александр Васильевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru