Пассажирский самолет является замкнутым пространством с достаточным количеством людей на борту. Каждый из них индивидуален, и запросы комфорта у всех разные. Если на земле – дома или в автомобиле – кто-то не может находиться без кондиционера, то и самолет в воздухе для них не станет исключением, ведь открывать окна здесь просто не представляется возможным. Но всем необходим чистый воздух и прохладная температура.
Другая сторона вопроса – бактерии, которые размножаются в тесном многолюдном помещении быстрее, особенно если там душно. Чтобы обезопасить пассажиров от заражения, авиакомпания должна обеспечить перелет с кондиционером, если хочет называться достойным перевозчиком. Разберем подробнее, как работает и для чего нужна система кондиционирования воздуха самолета.
Как устроена самолетная система вентиляции
Над каждым местом в самолете располагается конструкция кондиционирования. Поток воздуха, которым могут наслаждаться пассажиры, берет свое начало в рабочих двигателях. Их температура там составляет целых 500°С. До кабины он доходит уже охлажденным, благодаря специальной многоступенчатой системе. Таким образом, в салоне самолета будет приятная прохлада.
Система кондиционирования воздуха самолета работает по определенному принципу. Если рассматривать этот процесс подробнее, воздух из мотора распределяется по двум путям: один проходит в смеситель, а второй – через кондиционер. Потоки смешиваются и в таком виде подаются в герметичную кабину.
Некоторое количество горячего потока не проходит столь сложную обработку системой – воздух предназначен для обогрева внешних частей самолета от наледи. Это очень опасная проблема в авиации, которая может стать причиной авиакатастрофы.
Функции кондиционера в самолете
Необходимость наличия кондиционера на борту обусловлено многими важными задачами:
- рассеивание болезнетворных микробов и безопасность нахождения в людном месте;
- комфортное дыхание;
- вентиляция помещения;
- создание оптимальных условий для пассажиров с сосудистыми заболеваниями;
- сохранение нормального состояния кожи во время полета;
- создание воздуха высокого качества и приемлемой температуры для маленьких детей.
Размещение кондиционера и его составные части
Каждый пассажир может запустить для себя свой индивидуальный кондиционер, расположенный над головой, и отключить его при необходимости. Здесь можно настраивать обогрев или охлаждение, силу потока воздуха, направление воздушного потока и регулирование температуры.
Блоки электронных систем авиационной машины также оснащены системой аэрации, чтобы избежать перегрева механизмов и приборов.
В багажном отделении система кондиционирования самолета обеспечивает оптимальное качество воздуха. Неприятно, когда вещи пахнут посторонними ароматами – поэтому кондиционирование в данном случае просто необходимо.
Принцип работы
Система кондиционирования в самолете обязательна. Алгоритм автоматического функционирования кондиционера может выглядеть таким образом:
- Забор воздушных масс с температурой 500°С из двигателей в предназначенный отсек. Это происходит под давлением 1,6 мПа.
- Поток разделяется системой на две части и смешивается в другом блоке.
- Охлаждение воздуха в специальных радиаторах.
- Воздух принимает оптимально комфортные характеристики для дыхания в условиях салона самолета.
- Регулятор температуры воздуха имеет автоматизированное управление со специальными датчиками.
Когда вентиляция подает в салон очищенный и охлажденный воздух, появляется некое подобие тумана. Так работает система кондиционирования воздуха самолета.
Такое подобие «смога» не представляет опасности и рассеивается само собой.
Как регулируют температуру воздуха в самолете
Известно, что на высоте температура воздуха имеет довольно низкие отметки. И неважно, что это летний сезон – за бортом может быть и все 40 градусов со знаком минус. Но стоит ли запасаться теплыми кофтами и кардиганами? Авиакомпании позаботились о своих пассажирах и создали им идеальный микроклимат внутри, который составляет +15…+20°С – самые оптимальные показатели для хорошего самочувствия человека.
В багажном отделении также следят за температурой: здесь часто перевозят продукты и лекарства, которые в условиях жары могут испортиться. Поэтому в этом отсеке поддерживаются необходимые +10…+15°С, стабильно предохраняя багаж.
Необходимость включения воздушного потока
Пассажир может сам включать кондиционер над своей головой. После взлета активировать кондиционер в самолете просто необходимо: чтобы бактерии от соседних мест не перекочевали на его кресло и на него самого. Воздух под давлением начинает работать, создавая барьер вирусам на пути к слизистым оболочкам.
В устройстве кондиционера предусмотрено его выключение, но тогда вирусы и микробы будут свободно перемещаться по салону. Пассажиры при этом рискуют заразиться. Если становится холодно, лучше одеться теплее – в целях безопасности.
Система прохладного воздушного потока облегчит состояние, если становится нехорошо в самолете, тошнит, укачивает или начинаются перепады давления. Жара в таких случаях – плохой помощник. Лучше не выключать кондиционер на протяжении всего перелета. Система кондиционирования в самолете прежде всего направлена на обеспечение безопасности пассажиров.