Вчера была очередная годовщина бессудного убийства царской семьи в 1918 г. В связи с этим хочется проговорить несколько вещей, которые, возможно, кому-то покажутся банальными, но, может быть, кто-то всё-таки сочтёт их полезными.
Во-первых, вовсе не обязательно симпатизировать политике Николая II, быть монархистом или даже «правым», чтобы считать бессудное убийство 11 человек, включая несовершеннолетних детей и прислугу, страшным преступлением. Любые ссылки на преступления или системную несправедливость, имевшие место при царском режиме, или ссылки на «Белый террор» являются классическим вотэбаутизмом, когда неблаговидные действия «своей» стороны пытаются оправдать неблаговидными действиями оппонентов. К сожалению, этой манипуляцией пользуются практически все участники исторических споров в интернете.
Во-вторых, убийство Николая II иногда почему-то сравнивают с казнями английского короля Карла I в 1649 г. и казнью французского короля Людовика XVI в 1793 г. Это неправильно, потому что и английского, и французского монархов судили на открытых состязательных процессах, тогда как отрёкшегося российского императора вместе со всей семьей и прислугой убили тайно без какого-либо суда по секретному решению органов исполнительной власти.
В-третьих, некоторые люди, которые ничего не знают ни об английской, ни о французской истории, утверждают, будто казни тамошних монархов признаны общественным мнением «справедливыми», и вообще о них якобы никто больше не вспоминает. Прежде всего, манипуляцией здесь является уравнивание памяти о событиях четырехвековой и двухвековой давности с памятью о событии вековой давности. Справедливым было бы всё же сравнивать восприятие убийства царской семьи в России в начале XXI в. с тем, как в Англии воспринималась казнь Карла I в середине XVIII в., и с тем, как во Франции воспринималась казнь Людовика XVI в конце XIX в.
Так вот, в Англии Карл I до сих пор остаётся канонизированным англиканским святым. День его казни (30 января) до середины XIX в. был вписан в Книгу общих молитв – главный текст государственной англиканской церкви – как дата, обязательная для всеобщего поминовения.
Во Франции в конце XIX в. только-только установился относительно стабильный республиканский режим, хотя число сторонников монархии по-прежнему оставалось большим. Внучатый племянник Людовика XVI – граф Шамбор (он же «Генрих V») – едва не занял трон в 1873 г. Споры между республиканцами и монархистами продолжали сотрясать Францию и столетие спустя после революции. Как я уже писал, само по себе «14 июля», именно тогда выбранное в качестве даты «Национального праздника», стало компромиссом между теми, кто хотел праздновать революционный день взятия Бастилии в 1789 г. и теми, кому был милее конституционно-монархический «Праздник Федерации» в 1790 г.
Если говорить о современной массовой культуре, то судя по фильмам и даже компьютерным играм, и Карла I (фильмы «Кромвель» 1970 г., «Убить короля» 2002 г.), и Людовика XVI (фильмы «Французская революция» 1989 г., «Один король – одна Франция» 2018 г., игра «Assassin’s Creed: Unity» 2014 г.) показывают скорее с симпатией, а их казни скорее осуждаются. Республиканизм и конституционализм никак не мешают человеческому и историческому сочувствию к несправедливо осуждённым и казнённым монархам.
В общем, никакая политическая идея не стоит того, чтобы быть людоедом.
Подписывайтесь на Стальной шлем