Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

КАСАЯСЬ СВЯЗИ АНГЛИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И РОМАНТИЗМА

.

.

.

Романтизм, как известно, образовался на Севере, прежде всего в Германии и в Англии, примерно в одно и то же время, в конце 18, начале 19 века . Романтизм на то и романтизм что родившись не в романских странах, (как Греция и Италия) , он, тем не менее, стремился к «романизации» . Выражаясь замысловатее, романтизм это стремление Севера Европы к ее Югу. Связывая Россию и Романтизм, Россию можно отнести к Северу, даже в большей мере, чем к Востоку. А вот откроет ли русский прекрасное, и нужно ли оно ему, куда более сложный вопрос. Русский человек не англичанин , и не немец, больше любит правду, а если он идеалист, он полюбит больше отвлеченного Прекрасного - прекрасного Христа. Если же вернуться к таким странам как Англия, и Германия, Романтизм Англии был более поэтичным, чем философским, в отличие от Германии. Более того, обратившись к английской мысли, можно найти, что между английской философией и английской поэзией образовалось противоречие, в отличие от Германии, где поэзия и философия лишь продолжали и отражали друг друга. С другой стороны, можно допустить, что сам солипсизм, скептицизм и чувственный эмпиризм английской мысли - (от Юма до Беркли) породили свою другую , противоположную сторону - безоговорочную веру в Прекрасное, и протест против рационализации взгляда на жизнь. Китс, Шелли, Саути, Байрон об этом говорят в своих лучших стихах и поэмах. Нужно так же помнить, что английские философы -эмпирики, а не рационалисты, как немцы, (эмпирики доверяли чувственному опыту , а рационалисты - разуму.) Но и эта ставка на чувственное у англичан только поспособствовала их романтизму в поэзии.

И все -таки, если в Германии зарождение романтизма шло бок о бок с философией и музыкой , в Англии романтизм был связан исключительно с поэзией , поскольку, такой великой , как у немцев музыки , у англичан не было. Наконец, если коснуться философии Англии, она преследовала иные, чем германская философия цели, и ставила иные задачи, чего данный очерк коснется несколько ниже , хотя, в чем то английская и немецкая философия смыкались, если обозначить стремление освободить философию от религии - и в Германии и в Англии .Но если в Германии философия стремилась стать новой духовной религией, то притязания английской философии выглядели куда скромнее. К тому же у английской и немецкой философии была совершенно разная основа. Немцы черпали свои философские озарения из мира музыки , таким образом, что не только музыка была для немцев родом философии, но и философия была родом отвлеченной музыки понятий и идей. Музыка это нечто архаичное и даже докультурное, в отличие от поэзии, что с другой стороны ., не позволяет ни в коем случае сказать , что английская философия черпала свои озарения из поэзии, как например, немецкая из музыки.

Были ли связаны философия и поэзия в Англии куда более сложный вопрос.

Вся английская философия странна, и своеобразна, если не загадочна. Даже если обратиться к культовому герою Шерлоку Холмсу , интересно то, что Шерлок Холмс - в произведениях Артура Конан Дойля , как известно придерживался строго дедуктивного метода , и в этом смысле больше следовал французскому Декарту, чем английскому Бэкону, который был поклонником не дедуктивного, а индуктивного метода , (от частного к общему, а не наоборот), ибо находил этот метод познания как более философским, так и более практичным в жизни. Однако, Шерлок Холмс вряд ли бы согласился с методом Бэкона,. странно, но ему был ближе Декарт, для которого, дедукция - это определение неизвестного через ранее познанное известное. С другой стороны, граница между дедукцией и индукцией в ряде случаев бывает тонка и обратима, это понимал и сам Бэкон, когда писал о пути паука, (имея в виду чисто рассудочную философию) пути муравья, (муравей верит лишь чувственным данным и фактам) и о пути пчелы , которая соединила в себе два метода. Путь пчелы, (у которой соединяется взгляд снаружи, и взгляд изнутри) по Френсису Бэкону и является наиболее идеальным в философии для познания .

Интересно и дальнейшее развитие философии в Англии.

Один из наиболее влиятельных английских философов, (если не самый влиятельный), это конечно Джордж Беркли. По сути его философия – и была мостом , с одной стороны от старой, и традиционной религиозной философии к Канту, а с другой от Канта к Эйнштейну .Не смотря на то что долгое время Беркли считался больше экзотически- чудаковатой фигурой , английским попом- чудаком, светлым предтечей Керрола или может быть, даже Кроули, Беркли с его отрицанием как механицизма так и абсолютного пространства Ньютона , а с другой стороны и отрицанием материи как таковой, оказал едва ли не самое мощное влияние на современную физику . Никакой материи не существует есть только один дух, так считал Беркли.

Не было бы материализма, (ошибочного по Беркли учения) не возникло бы и атеизма.

Беркли интересно и в то же время не бездоказательно устраняет разрыв между идеями и чувственными ощущениями, (я вижу дом, или животное , потому что я на уровне ощущения воспринимаю "идею дома" или "идею животного" , а не познаю их материально) , при этом , Беркли трудно упрекнуть в солипсизме, поскольку, в отличие, от, скажем Фихте, творцом идей является не я , а Бог. Таким образом устраняется вопрос о другом я, (или самой возможности существования другого я) в которое Бог так же вложил идеи как и в мое я. При этом сами идеи с точки зрения Беркли, пассивны , активно только духовное начало, которое в людях составляет способность к воображению, творчеству или воспоминанию.

В то же время, если идеи пассивны, то например понятия уже активны .

Английская философия все- таки интересна. Без нее вряд ли бы возникла немецкая философия. Но в отличие от немецкой философии , английская философия наименее спекулятивна , и не так сверхественна, как просто естественна . , Как заметил даже историк викторианской эпохи Томас Бабингтон Маколей, если по мнению Платона, человек создан для философии,то по мнению Бэкона — философия создана для человека. Англичанина интересовали не столько духовные возможности человека как например немецких философов , (включая и Ницше) сколько его права, место в мире и свобода . Именно англичане авторы - классического (не уродливо современного) либерализма и демократии. Сила и достоинство английской философии - прежде всего, в ее естественности, в вопросах права, личности, и свободы.

Именно в этих вопросах англичане новаторы от Бэкона до Гоббса и Беркли.

Интересно то, что Шпенглер считал теорию Маркса, (обращенного именно к правам и социальной справедливости) не немецкой, а английской. Наверное Шпенглер был бы прав, если бы на всю немецкую философию не повлияла английская мысль, задолго до Маркса, который жил в Англии. Слабость же английской философии была в том, что она изначально была более практична , ибо родилась в преддверии капитализма, и по идее желала быть более близкой науке чем искусству, политике чем истории, практике , чем теории, в отличие от немецкой философии более , близкой к истории, и искусству, чем к политике и к науке.

Знание - сила , эти слова Френсиса Бэкона любили цитировать именно в СССР.

Хотя с чисто религиозной, христианской точки зрения, знание это бессилие, а подлинная сила состоит только в любви и в вере. Знание на первый взгляд дарит нам уверенность, превращая нас из гостей на земле в ее хозяев, (хотя именно ощущая себя хозяевами мы лишь лишаемся дома, поскольку, дома мы лишь тогда когда хозяин - Господь, а не мы. ) И можно сказать, что знание, напротив, бессилие, сковывающее душу человека, лишающее крыльев его воображение, его мировидение в мифологии, его будущее - надежды, а его жизнь, - свободы.

В самом деле, кто по настоящему свободен?

Разве свободен тот, у кого не осталось места для тайны - для незнания, кто очень много знает, кто настолько занят знанием, что у него не остается свободного места для Бога? Ведь свобода это и есть незанятое миром, и знанием. Про знание можно сказать, что оно и сделало Адама бессильным, имея в виду грехопадение.

Можно так же вспомнить и эпоху Просвещения, с ее ставкой на разум,. прогресс, и науку.

И все таки, именно английская философия продолжилась в немецкой , куда более спекулятивной философии . А с другой стороны , английский философский взгляд выразился и продолжился в английском романтизме , хотя и несколько иначе, чем в философии. Английская философия ставила на чувства, на чувственный опыт, интеллектуальное знание – выводя из чувств и ощущений . Ни одна другая философия в мире так не ставила на чувственный опыт, как философия Англии , ни одни философы так не доверяли чувствам, в том числе и в этике, если вспомнить этику Юма.

Отсюда и до поэзии недалеко.

Может быть потому эта английская особенность и сказалась в романтизме, и прежде всего в гениальной лирической поэзии Вордсворта, Шелли, и Китса, не говоря о Байроне, у которых так важны чувства. Хотя, все таки английский романтизм в поэзии явление отдельное.

А теперь опять немного вернусь к Бэкону.

Как интересно писал Френсис Бэкон , в истинной красоте всегда есть изъян, и сказал он это по христиански глубоко, (по христиански, потому , что греки не знали этого тайного правила красоты, приравняв красоту к совершенству формы. ) С одной стороны, красив тот кто создан из одного цельного куска, (а не из разных кусков), и красоту человека можно описать как одну непрерывную линию, которая нигде не прерываясь кончается там же, где она началась. А вот откуда эта линия началась? Что такое красота?

Красота не очевидна, как полагали греки.

Красота - это совсем не то , что надо увидеть, красота это то, что нужно суметь разглядеть. Разглядеть - значит увидеть идею, или придать свой сокровенный смысл какому либо явлению, человеку или пейзажу. Красота - категория смыслообразующая, философская, и следовательно, как таковая красота - это чувственная осязаемость смысла, вокруг которой она и организуется, как вокруг некоего изъяна, потому что мы осязаем этот смысл прежде зрением, чем умом. Отсюда и рассуждения рационалистов о бессмыслицы красоты, меж тем, как красота всегда наполнена смыслом, благодаря которому мы не замечаем в ней и некий изъян, как не замечаем и то, что Рафаэль писал свою Мадонну - с простой крестьянской девушки.

Мы видим на полотне - Святую Мадонну.

Англия – парадоксальна тем, что именно эта страна – наиболее близкая миру самого откровенного капитализма, эксплуатации, культурного и политического расизма и колониализма, создала самую удивительную лирическую поэзию , именно Англию можно назвать родиной поэтического романтизма, как Германию родиной романтизма философского и музыкального.

Более сложный вопрос, это вопрос, с чем такой парадокс связан?

Завершая свой очерк, я бы высказал несколько мыслей о культуре, о нужности культуры. Культура важна потому, что она всегда выражает какую то духовную альтернативу истории и особенно политике . Политически Англия России испокон веков была враждебна , однако и поэтически и культурно очень близка. Вряд ли бы появился Пушкин без английских поэтов , которых он очень любил, и по выражению Бродского сам был русским англичанином.

Да и Достоевский во многом описывал свой Петербург с Лондона Диккенса.

О чем это говорит? Читая английских поэтов-романтиков , Перси Шелли, или Джона Китса, читатель не только открывает иную , небесную Англию, так не похожую на Англию земную . но и понимает, что может быть при других обстоятельствах истории – политика Англии могла бы быть иной, как могла бы быть иной – и история Англии.

С одной стороны, это странно утверждать .

Как известно, история не знает сослагательного наклонения. А с другой стороны, если история не знает сослагательного наклонения, то культура без этого сослагательного наклонения просто невозможна, и может быть в этом смысле невозможна без него и история.

Поскольку, история и культура это прежде всего мысль, направленная на себя.

Наконец, если история соединяет современное нам и архаичное со стороны современного , (как и современного вызова дня), то культура соединяет архаичное и современное нам с точки зрения и стороны архаичного , может быть, именно этим культура и ценна.

Потому что архаичное культуры- это и ее вечное.