Любой артиллерист знает: если взять снаряд и запустить его в противника, образуется воронка от разрыва, при этом часть осколков и ударной волны уйдёт в землю, часть улетит в небеса, а остальные распределятся "бабочкой". Опаснее всего находиться вблизи разрыва, справа и слева, и чем ближе к точке попадания снаряда, тем более вероятность погибнуть от осколков и контузии. Но нередки ситуации, когда люди оставались в живых, даже когда снаряд падал совсем рядом с ними.
Довольно давно военные поняли: в одном случае (например, для поражения укреплений) надо, чтобы снаряд пробил преграду и взорвался при соприкосновении с нею или, лучше, по ту сторону от неё. В другом же случае (например, для поражения живой силы), лучше подорвать снаряд где-нибудь над окопами, чтобы осколки летели на вражеских солдат сверху и уничтожали даже тех, кто сидит за бруствером.
Использование вместо обычных ядер, пусть даже и начинённых порохом, проблемы не решало. Применение картечи (заряда, состоящего из кусков железа и камней) - тоже, ибо разлёт поражающих элементов начинался от срезу ствола и они разлетались веером, попадая в окопы, разве что, на излёте. С наступающей по открытому полю пехотой или кавалерией картечь справлялась очень хорошо, а вот в позиционной войне или при осадах крепостей толку от неё было мало.
И вот в 1803 году английский офицер Генри Шрэпнел предложил довольно интересное решение: он решил ту самую картечь (по сути - очень крупную дробь или пули) паковать в специальные снаряды, внутри которых помещать заряд взрывчатки с таким расчётом, чтобы подрыв снаряда происходил бы не при соприкосновении его с препятствием, а не долетая до него.
Стоит отметить - эффект от нововведения был потрясающий, и от ШРАПНЕЛИ (так окрестили этот тип боеприпаса) спасало только наличие брони или хорошего перекрытия. А те, то сидел в окопах или, тем более, находился на открытом пространстве, рисковали быть изрешеченными смертельным градом.
Много лет спустя идею Шрэпнела развил наш соотечественник, учёный-артиллерист Владимир Николаевич Шкларевич. Он предложил усовершенствовать ШРАПНЕЛЬНЫЙ снаряд, поместив заряд ВВ на самое дно, а сверху расположить картечь. Учитывая то, что уже наступила эпоха нарезных орудий, и снаряд в полёте, вращаясь по оси, был чётко ориентирован в сторону противника, при подрыве ВВ тело снаряда превращалось в "пушку", которая выстреливала во врага сверху направленным роем поражающих элементов.
А с усовершенствованием запалов, появилась возможность ещё до выстрела планировать, когда должен произойти подрыв, регулируя скорость горения заряда замедлителя. Артиллерист устанавливал на кольце трубки дистанционного подрыва то или иное значение, а корректировщик огня смотрел и говорил - рано взорвалось, надо увеличить продолжительность горения. Или - поздно, значит, уменьшить.
Поэтому знакомая с детства по фильмам про войну команда "Прицел 15 трубка 17, батарея, огонь!" имеет вполне конкретный смысл, связанный с тем, чтобы разрыв снаряда произошёл на оптимальной (для стреляющего) высоте.
Генри Шрэпнел (3 июня 1761 - 13 марта 1842) - генерал-лейтенант Британской армии.
Родился в поместье Мидуэй в Брэдфорде-на-Эйвоне, Уилтшир, Англия. Был девятым ребёнком в семье.
Неизвестно, где он учился, но сообщается, что своё изобретение, обессмертившее его имя, он начал создавать ещё в 1784 году, будучи лейтенантом Королевской артиллерии.
Изначально оно представляло собой обычное полое пушечное ядро, наполненное свинцовой дробью, которое разрывалось в воздухе. И задумывалось это устройство как противопехотное оружие.
А знакомая всем "удлинённо-снарядная" форма появилась только в начале XIX века. И до конца Первой мировой войны снаряды изготавливались в соответствии с его оригинальными принципами.
Шрэпнел служил во Фландрии, в 1793 году был ранен, там же произведён в капитаны, потом в майоры. А после успеха его изобретения в сражении при форте Нью-Амстердам, Суринам, - в подполковники.
За особые заслуги в деле массового уничтожения других людей Британское правительство выплатило Шрэпнелу 1200 фунтов стерлингов пожизненно в год (по состоянию на 2023 год это составляет 89 000 фунтов стерлингов). Впрочем, как оказалось, британская бюрократия сделала всё, чтобы этот доблестный военный получил эти деньги как можно позже.
В 1827 году он был назначен на должность полковника-коменданта Королевской артиллерии и дослужился до звания генерал-лейтенанта.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!