Найти тему
Лидия | живи, читай

"Рагнарёк" Антония Байетт. Тоненькая девочка и большая война.

"Жила на свете тоненькая девочка. Когда началась Мировая война, ей было всего три года. Девочка помнила, хоть и смутно, время без войны. Мама часто говорила ей, что тогда вдоволь было и меда, и сливок, и яиц. Девочка была бледная и щуплая, как саламандра, с волосами, легкими, как просвеченный солнцем дымок. Старшие вечно твердили ей: не делай того, не делай этого – "потому что война". Так и шли вместе война и жизнь."

В этой небольшой книге Антония Байетт представила свою интерпретацию скандинавской мифологии так, как она ее чувствовала, будучи маленькой девочкой во время Второй мировой войны. Ее отец был на фронте, а она раз за разом перечитывала книгу «Асгард и боги» и верила в то, что живое возрождается вечно.

«Война грозила разрушить мир тоненькой девочки, и девочка противопоставила войне свой собственный миф: если (и, скорее, когда) она погибнет, земля продолжит обновляться с каждой весной. Луг был полон цветов, а небо птиц, в зеленой изгороди вели невидимую борьбу сотни существ, в воде плескалась и извивалась всевозможная живность. Миф о гибели богов являет собой линию с началом, серединой и концом. Столь же линейна и человеческая жизнь. Рагнарёк весь устремлен к катастрофе в конце и (может быть) к последующему возрождению. Девочка верила, что живое возрождается вечно.»

Я не была знакома со скандинавской мифологией, имела лишь примерное представление, слышала имена. Но зная, какой Антония Байетт мастер слова, изначально была уверена, что чтение предстоит прекрасное. Так и случилось. Творчество Байетт для меня образец потрясающей эрудиции автора, тонкого ума и чудесного текста. Очень уважаю и почитаю ее работы, к которым мое небольшое прикосновение в виде прочтения кажется чем-то нереальным, трепещущим, сакральным. Сложно подобрать подходящее слово.

Так вот, даже такая далекая от меня тема скандинавских мифов тронула не только тем, что мы смотрим на нее через призму переживаемого опыта войны, но и тем, как автор постепенно будто бы укачивает, окутывает нас своим слогом.

На том моменте, где Байетт описывает одну из иллюстраций в книге: "среди Исполиновых гор изображены то ли люди, то ли скалы", я вспомнила свой момент из детства. По пути в школу и обратно в первых классах я ужасно боялась одного дерева, которое, как мне казалось, имело человеческое лицо. После этого я читала книгу тоже в образе маленькой девочки, от того повествование будоражило намного больше.

Мне кажется, эта книга безусловно важна для самой Байетт. Такой личный рассказ о событиях своего детства, которых в книге и не так много, но они прослеживаются тут и там отдельными моментами. Поэтому я была рада познакомиться вместе с маленькой девочкой со скандинавскими мифами.

Книгу могу посоветовать, как поклонникам творчества Антонии Байетт, так и тем, кто любит мифологию.

Расскажите, знакомы ли в с Антонией Байетт и со скандинавской мифологией?