Вебинар — что это такое?
В некоторых источниках вебинар считают онлайн-аналогом конференции, однако это определение ограничено одной задачей. Этот формат намного шире: если и сравнивать его с другими понятиями, то ближе к нему общий термин — мероприятие в интернете. Иными словами, это встреча между людьми онлайн, для которой используется видеосвязь.
При этом нельзя приравнять это к групповым звонкам. В вебинаре обычно есть один ведущий, который общается с аудиторией по видео, а другие участники для обратной связи используют чат. Слушатели видят докладчика, а он их нет. Офлайн-аналог — любое выступление перед аудиторией, где каждый может поднять руку и задать вопрос.
Для организации используются специальные платформы, которые отличаются функциями и интерфейсом. Выбирать площадку для проведения нужно, исходя из аудитории и технических возможностей. Например, часть сервисов позволяет вставлять интерактивные элементы посреди выступления — опросы, задания, паузы с таймером, подключение нескольких спикеров и т.д.
Возможности вебинаров
Главное отличие этого формата от других— интерактивность. Когда вы запускаете свой онлайн-курс многие уроки записываются заранее: это помогает учащимся заниматься в своем темпе в удобное время. Однако у них нет возможности задать вопрос спикеру, поэтому если студент не разобрался в теме, ему нужно либо искать информацию самостоятельно, либо ждать возможности коммуникации с ведущим. В процессе вебинара участники взаимодействуют с выступающим в режиме реального времени, поэтому они могут сразу уточнить непонятные моменты.
Интерактивность дает эксперту возможности для повышения вовлечения слушателей. Воспринимать полезный контент на слух больше 20 минут — это сложно вне зависимости от возраста аудитории, поэтому вы можете делать интерактивные вставки, например:
- Задать вопрос, чтобы люди написали свои предположения в чате.
- Запустить опрос или голосование.
- Провести игру или внедрить элементы геймификации.
- Добавить мультимедиа, например, видео по теме, чтобы разбавить речь.
- Включить трансляцию рабочего стола и показать что-то на практике.
- Подключить еще одного спикера.
- Акцентировать внимание не презентации.
Многие площадки позволяют также записать выступление, чтобы те, кто опоздал или не смог участвовать онлайн, могли посмотреть его позже. Чем больше возможностей предлагает платформа, тем дороже проводить вебинар. Однако без интерактивных функций, мероприятие превращается в скучную лекцию и теряет смысл.
Зачем проводят вебинары
Этот инструмент помогает бизнесам в разных нишах сократить затраты и повысить эффективность. Многие компании переходят на удаленный или гибридный формат работы, поэтому совещания, тренинги, конференции можно перенести онлайн. Используя вебинары вы можете показать, как работает продукт компании, подробно рассказать о его характеристиках, продемонстрировать экспертность, улучшить коммуникацию с клиентами. Конкретные задачи отличаются от сферы.
Маркетинг
Вебинары — хороший инструмент для продвижения. На рекламных платформах социальных сетей есть даже отдельные форматы для креативов, которые помогают собирать участников для подобных мероприятий. Они позволяют рекламировать сложные сервисы, софт или услуги, требующие подробных объяснений еще на стадии привлечения аудитории. Обычно такие презентации проводятся в учебном формате: вы делитесь со слушателями полезным контентом, который частично решает их проблемы, повышая их доверие. Прогревая людей бесплатными советами и лайфхаками, вы можете получить лояльных клиентов.
Менеджмент
Zoom — это не единственный способ организовать встречу. Иногда вебинарный формат оказывается удобнее для:
- деловых встреч и переговоров;
- рабочих совещаний;
- внутренних презентаций;
- массовых митингов.
Они используются и для защиты проектов. Например, дизайнер прорабатывает макеты и показывает их руководству. Когда никто не перебивает вопросами вслух, отправляя комментарии в чат, донести информацию проще. Для обоснования некоторых идей можно включить трансляцию рабочего стола.
Продажи
Когда Apple проводит презентации своих продуктов, онлайн-трансляцию смотрит миллионная аудитория. Конечно, организовать мероприятие такого уровня сложно, однако использовать этот канал продаж может и малый бизнес. Например, вы можете пригласить постоянных клиентов, чтобы рассказать им о новых товарах в каталоге. Второй вариант — устроить встречу с потенциальными покупателями, предложить им скидку или подарок, чтобы довести до конверсии.
Образование
Больше всего возможностей вебинары дают обучающим продуктам. Они позволяют проводить:
- онлайн-встречи в небольших группах;
- сессии «вопрос-ответ»;
- полноценное занятие;
- тренинги;
- консультации.
Главный плюс — практически неограниченное количество участников. Например, вы можете провести массовую лекцию на сотни человек.
Базовые требования для проведения вебинара
Ни от участников, ни от организаторов не требуется устанавливать какие-то программы или покупать оборудование для проведения трансляции. Большую часть технических задач берет на себя площадка. Единственное, что может понадобиться — ноутбук или отдельная веб камера для хорошего изображения.
Главная задача — правильно выбрать платформу. Базовые критерии:
- Доступные функции, например, отключение чата с вопросами, демонстрация рабочего стола и т.д.
- Удобный интерфейс, с которым можно разобраться за несколько минут.
- Возможность записи.
- Количество участников.
Если вы организуете крупную конференцию, нужно смотреть и на технологии, которые использует площадка. При большой аудитории лучше, когда трансляция происходит с помощью облаков и защищена от DDoS. Конкуренты могут заказать атаки, чтобы сорвать мероприятие — особенно часто этот способ используют в инфобизнесе. Заранее посмотрите, как выглядит вебинарная комната со стороны клиента. Многие смотрят выступления с телефонов, поэтому нужно проверить, хорошо ли открывается веб приложение, не подвисают ли видеоплееры и т.д.
Когда вебинары — часть онлайн-курса, лучше, чтобы они проходили на той же платформе, что и видео уроки. Хороший пример такой площадки — Skillspace.
Как проходит вебинар
Формат используется в разных нишах и под разные задачи, поэтому универсального стандарта здесь нет. В одном могут участвовать 10 человека, а другой рассчитан на тысячи. Однако логика примерно одна:
- Сбор участников
Если вебинар проводится для учеников курса, то необходимо включить его как этап в расписание, когда вы прописываете программу. При организации общего мероприятия, нужно привлекать аудиторию с помощью разных каналов. Для этого можно создать посадочную страницу с формой регистрации, разместить ссылку на сайтах или в социальных сетях.
- Настройка рассылок
После регистрации человеку должно прийти письмо с подтверждением. Хорошая практика — предлагать в сообщении добавить событие в календарь или поставить напоминание. Помимо этого, нужно самостоятельно настроить отправку e-mail за день и за час до начала. Некоторые отправляют еще один перед стартом. К последнему сообщению приложите ссылку на вебинарную комнату.
3. Техническая подготовка
Выбор платформы, установка дополнительного софта, если это нужно для демонстрации чего-либо, обеспечение стабильного интернет-подключения — всё это важно сделать заранее, чтобы в процессе не возникали заминки.
4. Трансляция
Обычно экран участника разделен на три части:
- Самая крупная — презентация, доска или демонстрация рабочего стола — в зависимости от задач.
- Чат с правой стороны.
- Небольшая область с лицом спикера.
Для повышения вовлечения выносите на презентацию важные тезисы или информацию, добавляйте изображения, графики, мемы по теме, видео и другие медиа.
5. Структура
Когда вы готовите план выступления, включите в него блоки взаимодействия со слушателями. Интерактивность — главное преимущество формата, поэтому не упускаете возможность вовлекать людей разными способами. Например, можно задавать вопросы, проводить голосования или использовать игровые механики каждые 20 минут речи.
6. Запись
Некоторые вебинары принципиально проводят без записи, чтобы собрать больше людей онлайн. Однако для увеличения лояльности аудитории, лучше сделать ее и отправить ссылку после мероприятия. Так вы сможете охватить больше потенциальных клиентов. В рамках обучающей программы также лучше делать записи.
Виды вебинаров
Чтобы правильно подготовиться к выступлению, нужно понимать разницу типов мероприятий. Вебинары отличаются друг от друга по четырем критериям.
Критерий №1: цели
- Рекламный: цель — привлечь аудиторию. Используется в разных нишах — продвижение образовательных курсов, онлайн-сервисов, услуг и даже товаров. Главное — заинтересовать потенциальных клиентов контентом.
- Брендовый, имиджевый: цель — формирование образа продукта или спикера у ЦА. Это может быть полезный, но бесплатный вебинар, чтобы люди начали доверять эксперту. В этом случае им можно будет предлагать дорогие офферы.
- Образовательный: цель — обучить слушателей навыкам, поделиться знаниями или опытом. С их помощью вы можете начать монетизировать свои умения.
Критерий №2: оплата
Бесплатные:
- Обычно используются для маркетинговых целей, например, продвижение контента, привлечение аудитории на обучение, запуск курса.
- Располагаются в начале воронки продаж.
- Главная проблема — низкая посещаемость, потому что люди не ощущают ценности.
Платные помогают собрать больше аудитории онлайн, поскольку мотивация прослушать оплаченное обучение выше, чем бесплатное.
Критерий №3: доступность
Открытые: прийти на мероприятие может любой, кто оставит свои контакты, чтобы получить приглашение в вебинарную комнату.
Закрытые: конференции с ограничением по количеству мест, предварительной регистрацией — часто бывают платными.
Критерий №4: форма
Проводить вебинары можно в любой форме, как и офлайн-конференции, например:
- Презентации: могут быть информационными, продающими, рекламными и т.д.
- Интервью: два спикера, обычно ведущий и эксперт, которые проводят общее мероприятие, чтобы дать больше пользы аудитории. Они делятся друг с другом опытом, делая подачу более живой и интерактивной.
- Круглый стол: несколько экспертов, которые обсуждают тему. Обычно в этом формате проходят конференции с приглашенными слушателями.
Отдельно стоит разобрать два формата, которые используются для обучающих продуктов — лекции и семинары.
Вебинар-лекция
Во время пандемии, даже вузы стали проводить занятия онлайн. Студенты посещали лекции и семинары. Для этого использовались вебинарные платформы или звонки в Zoom. Однако вебы в этом формате были популярны и раньше.
Лекции отличаются от других типов образовательных занятий — типом коммуникации между преподавателем и студентами. Обратная связь здесь ограничена: задача спикера — рассказать тему аудитории. Массовые вебинары, на которые регистрируются десятки или сотни человек чаще проходят именно так, поскольку эксперт не может в режиме реального времени отвечать на все вопросы. Нередко чат включается только в определенные моменты, когда начинается интерактивный блок.
Характеристики формата:
- Коммуникация преимущественно в одном направлении — от спикера к слушателям.
- Использование заранее подготовленных презентаций или материалов, в которых размещаются графики, изображения, статистика, факты.
- Большая часть информации воспринимается на слух.
- Возможность задать вопрос ограничена из-за количества участников и временных лимитов.
Многие студенты не любят лекции, поскольку информацию сложно воспринимать. Однако интерактивные вставки позволяют разбавить материал и улучшить вовлечение.