Мои заслуженные и вновь присоединившиеся читатели! Я приветствую вас!
Я знаю, что многие ждут продолжения, а, на самом деле, рассказа о наших впечатлениях после посещения Уфы.
Меня, повидавшую с раннего детства многие города, республики СССР и зарубежные страны, владеющую многими иностранными языками, любящую географию, историю и литературу, нельзя отнести к категории непосед, с одной стороны. С другой стороны, многочисленные переезды, поездки и путешествия никогда не являлись для меня самоцелью. Все подчинялось некоей внутренней логике сложившихся обстоятельств.
Приступив к работе над этой статьей, я долго не могла найти верный, важный для меня тон повествования. Это объяснялось внутренним побуждением: я старалась ответить на вопрос, задаваемый разными людьми из моего окружения: сыновьями, родными, читателями. А, особенно, друзьями юности. Чувствовалось, что каждого интересовало, и он хотел услышать что-то важное для себя, спрашивая: «Какие твои впечатления?»
С чувством хорошо знакомого и очень дорогого я просыпалась каждое утро. Выходила на балкон гостиницы, само здание которой стало памятником архитектурного наследия и символом столицы республики, сохранившей свое название «Башкирия», но находящейся на остановке общественного транспорта «Гостиница «Башкортостан».
Я любовалась и впитывала в себя панораму центральной части города, новую для меня, и одновременно, хорошо узнаваемую.
Каждый день без помощи навигатора я могла уверенно идти по центру города в любом направлении и вести за собой не только мужа и мою подругу по МГУ, присоединившуюся к нам в этой поездке, но иногда и сестру, родившуюся в Уфе и прожившую здесь до 14 лет. Вторым человеком, впервые увидевшим малую родину жены, был ее муж – коренной калужанин. Мы с сестрой торопились обменяться впечатлениями и сравнить, что осталось в памяти человека, жившего в этом городе в течение 10 лет, но в разном возрасте. Оказалось, что вехи памяти разные.
Что объединяло наши впечатления? Прежде всего, названия улиц, которые остались прежними: Ленина и Карла Маркса, Крупской и Кирова, Цюрупы и Рихарда Зорге, Пушкина, Гоголя и Достоевского, Коммунистическая, Советская и Революционная. Два исторических центра города: старую Уфу и более новую ЧерникОвку, - по - прежнему связывает многокилометровый проспект Октября.
Парки и скверы, которыми так славится Уфа, носят знакомые с детства имена, прославившие республику в разные эпохи: Ивана Якутова, Салавата Юлаева, Мажита Гафури, Мустая Карима.
В 2015 году в самом центре города появился новый сквер, ставший визитной карточкой современной Уфы. Его украшением стал великолепный фонтан, названный «Семь девушек». Семь двухметровых женских фигур символизируют созвездие Большой Медведицы. В основу легенды положен сюжет башкирского эпоса.
Семь красавиц-сестер были захвачены и пленены врагами. Им удалось бежать. Однако, превозмогая боль в искалеченных ножках, они не смогли далеко уйти от посланной по их следам погони. Тогда, взявшись за руки, они с обрыва бросились в озеро и предпочли смерть неволе.
Республика очень гордится своими современниками, внесшими вклад в мировую культуру: Рудольфом Нуриевым, Владимиром Спиваковым и другими. Среди наших современников знаменитый оперный певец, обладатель звания «Лучший бас мира» Ильдар Абдразаков, популярная рок-певица Земфира, лидер и основатель рок-ансамбля ДДТ Юрий Шевчук. Можно упомянуть и известную многим дамам законодательницу отечественного стиля в сфере модной одежды, знатока истории моды Эвелину Хромченко.
Два значимых имени в русской культуре вплетены в историю Уфы.
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) –
русский писатель и общественный деятель, литературный и театральный критик, названный современниками «чародеем русского слова».
Детству в Уфе посвящены страницы его произведения «Семейные хроники».
При поддержке руководства республики и города в родовом гнезде писателя создан мемориальный музей. По-домашнему уютный, наполненный подлинными экспонатами эпохи. В сопровождении экскурсовода и служителей-энтузиастов своего дела, мы посвятили несколько часов знакомству с этой достопримечательностью Уфы.
Деятельность его предков и потомков тесно связана с главным городом Башкирии. Некоторые из них занимали высокие должности в государственном управлении. Сын писателя Григорий Сергеевич Аксаков в течение нескольких лет был первым Уфимским гражданским губернатором (1861-1867 г.г).
С именем его супруги, Софьи Аксаковой связан расцвет культурной жизни города той эпохи.
В здании Аксаковского народного дома, являющемся памятником истории и архитектуры, с 1938 г. разместился Башкирский государственный театр оперы и балета. Рудольфу Нуриеву, балетная карьера которого началась на сцене этого театра, посвящена музейная экспозиция в одном из залов театра.
Из зажиточной и очень уважаемой в городе купеческой семьи ведет свое происхождение знаменитый русский художник М.В. Нестеров.
Михаил Васильевич Нестеров (1862 –1942) – русский и советский художник, иконописец, портретист, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
Главный Художественный музей города носит его имя. Здесь хранится большая коллекция работ художника, экспозиции которых отведено несколько залов музея.
Каждый день мы передвигались пешком или на общественном транспорте. Главным местом притяжения для всех, прибывающих в Уфу, становится самая высокая точка холма, у подножия которого течет река Белая (Агидель), чуть впереди, если подъезжать по железной дороге, находится место впадения в Белую речки Дёмы, извивающейся вдоль живописнейших берегов.
От железнодорожного моста дорога, переходящая в новую обустроенную набережную через речной порт ведет к автомобильному мосту, а дальше – к месту впадения в Белую полноводной реки Уфа или Уфимки (Караидель). Таким образом, весь центр города и примыкающие к нему районы занимают высокий гористый полуостров, поросший вековыми лесами, в которых дубовые рощи перемежаются с ельниками, берёзовые рощи с кленовыми и другими зелеными островками, состоящими из крупнолистных пород деревьев. Большие пространства этой территории превращены в естественные парки и зоны отдыха. Весь город утопает в зелени и обращен, с одной стороны, к Агидели, а с другой – к Караидели.
Простите, увлеклась! Вернемся к смотровой площадке на господствующей высоте над городом и цели одного из маршрутов.
Этот памятник установлен в 1967 году. В скульптуре запечатлен романтический образ национального героя башкирского народа Салавата Юлаева, сподвижника Емельяна Пугачёва. Образ – олицетворение гордого и свободолюбивого башкирского народа.
В непосредственной близости располагается телецентр и новые кварталы с общественными зданиями, гостиничными комплексами, сценическими площадками под открытым небом.
За четыре дня пребывания мы не смогли посетить все достопримечательности Уфы. А это и культовые сооружения:
Спортивные арены и современные зоны отдыха
Не хватило времени познакомиться с экспозициями Национального музея и Музея археологии и этнографии, хранящем крупнейшую коллекцию «Сарматского золота».
Современная Уфа – крупный индустриальный город. Центр науки, культуры и образования региона, гордящийся развитием спорта и своими достижениями в этой области.
Первое и главное впечатление было таким: «Спустя более 30 лет после последнего посещения, я не чувствовала себя гостем».
Рассказ о самом личном, связанным с городом моей юности и его посещением в июне этого года я продолжу в следующей статье.
Спасибо всем, кто побывал с нами на прогулке. Жду всех на ее продолжении.
Татьяна Свирина