Найти тему
Юрий Пашолок

Бронетанковый опыт на Дальнем Востоке

Советские танки и САУ в ходе боев в районе озера Хасан, а также их влияние на советское танкостроение

Так сложилось, что главным двигателем прогресса оружия и тактики его применения является война или любой другой крупный конфликт. Такова правда жизни. Сколько бы не развивалось вооружение и военная техника в мирное время, лишь война является настоящим показателем ее эффективности. В полной мере это касалось и танкостроения. Тот или иной конфликт, в котором применялись новые образцы бронетанковой техники, оказывался реальным показателем правильности выбранного пути. Даже такой конфликт, как Рифская война, имел большое значение для дальнейшего развития танков. В полной мере это касалось и советского танкостроения.

Экипажи Т-26 в ходе боёв в районе озера Хасан, лето 1938 года.
Экипажи Т-26 в ходе боёв в районе озера Хасан, лето 1938 года.

Впервые советские танки применили осенью 1929 года во время конфликта на КВЖД. Тогда опыт боевых действий оказался минимален. Совсем иначе обстояли дела в Испании, где советские Т-26 и БТ использовались достаточно интенсивно. Опыт боевого применения Т-26 в боях конца 1936-начала 1937 годов в Испании оказал большое влияние на развитие советских танков. Ничуть не меньшее влияние оказал другой локальный конфликт. 30 июля исполняется 85 лет началу полномасштабных боевых действий в районе озера Хасан. Здесь Красная Армия впервые массово применила танки и САУ собственного производства против равноценного врага.

Тяжелые бои местного значения

Бои в районе озера Хасан случились не вдруг. После того, как Япония оккупировала Маньчжурию и возникло государство Маньчжоу-го, обстановка стала постепенно накаляться. Впрочем, по-настоящему разгораться ситуация начала ухудшаться с весны 1938 года. СССР активно помогал Китаю, с которым Япония находилась в состоянии войны. Среди военной помощи Китаю были и легкие танки сопровождения Т-26, показавшие себя намного лучше, чем применявшиеся ранее китайцами Vickers Mk.E. Квантунская армия готовилась к войне с Красной Армией. Вылазки и перестрелки происходили всё чаще.

Маршал В.К. Блюхер и Т-26 "Экипаж Михеевых", 1937 год.
Маршал В.К. Блюхер и Т-26 "Экипаж Михеевых", 1937 год.

Между тем, ситуация в ОКДВА (Особая Краснознамённая Дальневосточная Армия) была далека от идеальной. Маршал В.К. Блюхер, который отличился во время боёв на КВЖД, откровенно спустил рукава. Приоисходили там и крайне тревожные происшествия. Наиболее громким случаем стал побег комиссара Г.С. Люшкова к японцам, случилось это 14 июня 1938 года. Спустя чуть более двух недель, 1 июля 1938 года, ОКДВА переформировали в Дальневосточный фронт. 15 июля состоялся бой на сопке Безымянной, а 24 числа Блюхер совершил крайне странный поступок. Он выехал на сопку Заозерную и потребовал убрать часть вырытых окопов, а также заграждений. Позже этот поступок стоил маршалу должности, а по итогам и жизни. Его звезда закатилась уже в начале августа: 3 числа командование войсками передели Г.М. Штерну, до того начальнику штаба фронта.

"Классический" снимок периода боёв у озера Хасан - замаскированные Т-26.
"Классический" снимок периода боёв у озера Хасан - замаскированные Т-26.

Первые дни советская пехота воевала без танков. Впрочем, еще 24 июля по тревоге был поднят личный состав 2-й отдельной механизированной бригады. Поскольку она находилась в 30 км от зимних квартир, где находилась матчасть, до танков личный состав добрался только к концу дня. Еще 5 дней шла подготовка, причем шла она, как писалось в отчете, вяло и неорганизованно. По итогу 28 июля полковник В. Г. Бурков, командир бригады, был арестован, его место занял полковник А. П. Панфилов. Буркову, надо сказать, повезло, его не репрессировали. Но действия его выглядели как откровенный саботаж. Кроме того, такая быстрая смена повлияла на координацию действий бригады. Марш колонны бригады 29-30 июля не отличался высоким уровнем организации.

Собственно говоря, откуда пошла песня "три танкиста, три веселых друга".
Собственно говоря, откуда пошла песня "три танкиста, три веселых друга".

Наиболее массовыми танками частей, воевавших в районе озера Хасан, стали Т-26 (включая и 10 химических ХТ-26). Помимо 2-й ОМБр, Т-26 имелись в составе 32-го ОТБ 32-й СД и 40-го ОТБ 40-й СД. Помимо Т-26, у 2-й ОМБр имелись танки БТ-5/БТ-7, включая и БТ-7 артиллерийские. Имелись в составе бригады и САУ СУ-12 (СУ-1-12), а также СУ-5. Первыми в бой, впрочем, пошли Т-26 из состава 32-й СД. Итогом стало то, что они завязли в болоте. В болоте оказалось и 5 Т-26 из состава 2-й ОМБр. В дальнейшем 2-й танковый батальон бригады подчинили 40-й СД, а 3-й батальон - 32-й СД. При этом БТ, по большей части, остались в резерве 39-го стрелкового корпуса.

На озере Хасан состоялся боевой дебют БТ-7 Артиллерийских.
На озере Хасан состоялся боевой дебют БТ-7 Артиллерийских.

Кульминацией применения танков стали бои 6 августа 1938 года. По указанию Штерна, Т-26 использовались по своему прямому назначению - сопровождение пехоты. Это сыграло свою роль: имея поддержку в виде танков, 32-й СД продвигалась к сопке Безымянной, а 40-я СД - к сопке Заозёрной. В ходе боя 3-го ТБ 14 танков застряло в болоте, либо случился сброс гусеничных лент. Несмотря на потери и плохую организацию, уже к 8 вечера танки вышли на скаты высоты Безымянной. 47 танков 3-го ТБ действовали менее удачно. Значительная часть танков застряло в болоте, где по ним велся огонь. Комиссия завода №174, которая позже производила изучение танков, выяснила, что большинство пораженных Т-26 стояла неподвижно в болоте. По итогам 7 числа из боя вернулось 17 танков (часть поврежденных), остальные остались в болоте. Часть экипажей вела огонь с места, продолжая находиться в машинах. Не особо удачно действовал и разведбат на БТ (16 танков). В километре от высоты Заозёрной 11 танков застряло на рисовом поле.

Один из уничтоженных в боях Т-26.
Один из уничтоженных в боях Т-26.

Всего у 2-й ОМБр было подбито 42 Т-26 и 7 БТ-7, безвозвратно потеряно 8 танков. В ходе эвакуации танков лучше всего зарекомандовали себя трактора Сталинец С-60, а вот "Коммунары" нередко садились на брюхо. В общей сложности нередко указывается 85 потерянных танков, но речь, скорее, о всех, включая подбитые. Надо сказать, что несмотря на весь бардак, столь массовое применение танков сыграло свою роль. С советской территории японские войска удалось выбить, а 11 августа боевые действия прекратились.

Разбор полетов

Результаты боев 29 июля - 11 августа 1938 года дали обширную пищу для размышлений. Выяснилось, что с боеспособностью частей Красной Армии, включая и танковые, дела обстоят неважно. Это касалось как подготовки экипажей, так и взаимодействия с пехотой. На самом деле чрезмерно посыпать волосы пеплом не стоит. Выявленные летом 1938 года проблемы были вполне рядовым явлением. Плохое взаимодействие танков с пехотой являлось проблемой большинства армий мира, причем она никуда не делась и в наши дни. Обычно что-то начинает приходить в разумное русло только после получения боевого опыта, а потом постепенно эти знания теряются. И всё по-новой.

Один из Т-26, прошедших капитальный ремонт на заводе №105, Хабаровск.
Один из Т-26, прошедших капитальный ремонт на заводе №105, Хабаровск.

В нашем случае гораздо более интересны выводы, которые были сделаны по итогам боевого применения танков. И не только их. В районе озера Хасан впервые применили советскую самоходную артиллерию. Например, в составе 2-го ТБ 2-й ОМБр находилась батарея в составе 2 СУ-12 (СУ-1-12) и 2 СУ-5 ( в общей сложности бригада располагала 15 СУ-5). Надо сказать, что самоходная артиллерия проявила себя не лучшим образом. Особенно это касалось СУ-12. Согласно отзывам экипажей, машина представляла собой большую мишень, ситуацию усугубляло то, кабина и двигатель не были защищены. Мотор ГАЗ-АА оказался слишком слабым, а пневматические шины быстро выходили из строя. Экипажи предлагали заменить их на гусматики.

СУ-12 подверглась острой критике.
СУ-12 подверглась острой критике.

СУ-5 вели себя несколько лучше, но и эта САУ подверглась резкой критике. Мотор оказался слабоват, что сказывалось на проходимости, а зимой его заводка могла длиться часами. Компоновочная схема сильно усложняла эксплуатацию машины, а отделение управления страдало от перегрева. В ходе стрельбы начинались протечки маслопроводов и бензопроводов. При интенсивной стрельбе выходили из строя лампочки, а также деформировалась броня. Шли жалобы на подвеску, а боекомплект из 4 выстрелов признали совершенно недостаточным.

Досталось и самоходным артиллерийским установкам СУ-5.
Досталось и самоходным артиллерийским установкам СУ-5.

Меньше всего жалоб оказалось на БТ-7 и БТ-7 Артиллерийские. В основном жаловались на прицелы. Впрочем, надо иметь в виду, что БТ действовали в районе озера Хасан крайне ограничено. Вместе с тем, показательно, что броневую защиту БТ-7 ставили выше, чем у Т-26. Это, кстати, показали и бои в районе реки Халхин-Гол.

Комиссия отмечала 12 случаев срыва башен с погонов.
Комиссия отмечала 12 случаев срыва башен с погонов.

Больше всего отзывов было, разумеется, о Т-26. Уже вскоре после окончания боев в Забайкалье отправилась группа инженеров завода №174. Они на месте изучали повреждения, а также приняли участие в работе по восстановлению танков. В общей сложности на завод №105 им. Кагановича (г. Хабаровск) доставили 35 танков данного типа, которые проходили ремонт. Следует отметить, что в отчете о боевых действиях говорилось о том, что случаев выхода танков из строя по механическим причинам (исключая сброс гусениц) не было. То есть повреждения фиксировались от огня противника.

Броня Т-26 ставилась ниже брони БТ-7.
Броня Т-26 ставилась ниже брони БТ-7.

Самые интересные выводы, впрочем, были сделаны еще до того, как инженеры завода №174 прибыли в Хабаровск. К 1 сентября 1938 года комбриг С.М. Кривошеин, который до того уже обобщал опыт боёв в Испании, подготовил обширный доклад. В нем были выводы как по тактическому применению, так и по матчасти. Проблеме сброса гусениц уделялось немало внимания. Неслучайно в руководстве по эксплуатации Т-26 позже тому, как правильно на нем ездить, уделили особое внимание.

Варианты изготовления подбашенной коробки с наклонными листами.
Варианты изготовления подбашенной коробки с наклонными листами.

В докладе указывалось, что необходимо усилить лобовую броню танка, особенно это касалось люков механиков-водителей. Отмечалось большое число потерь именно мехводов, особенно критичной была ситуация с Т-26 раннего выпуска. Подбашенную коробку требовалось делать под наклоном, то же самое, в своём докладе, указали и инженеры завода №174. Требовалось улучшить вентиляцию, доработать триплексы (стекла имели зеленый оттенок, требовалось сделать их белыми). Также Кривошеин предложил ввести в боекомплект танков ручные гранаты для защиты экипажей (по 10-15 штук на экипаж).

В днище советских танков появились эвакуационные люки.
В днище советских танков появились эвакуационные люки.

Самое интересное нововведение случилось в результате "великого стояния" танков в болотах. Некоторые экипажи просидели в танках несколько дней, такого с советскими танкистами еще не случалось. Результатом стало требование ввести эвакуационный люк. Официально он вводился для выброса гильз и эвакуации экипажа. На самом деле он был нужен, пардон за прямоту, и для справления естественных потребностей экипажей. После Хасана "люк героев" был внедрен на всех танках, находившихся в производстве. А в 1939 году начался выпуск Т-26 с наклонными листами подбашенной коробки.

В случае с Т-26 появились указания, как его правильно водить, чтобы не происходил сброс гусениц.
В случае с Т-26 появились указания, как его правильно водить, чтобы не происходил сброс гусениц.

Не менее интересные выводы сделала и комиссия завода №174. По их мнению, для защиты от огня противника требовалось не менее 30 мм брони. Также требовались и рациональные углы наклона брони. Основывались эти выводы на немецких данных по пробитию брони. То, что этого мало, стало понятно уже через год - в ходе боев у реки Халхин-Гол. Там Квантунская армия массово применила противотанковые пушки, для которых и 30 мм брони оказалось маловато. Тем не менее, уже в ходе боев у озера Хасан советские танкостроители окончательно убедились в необходимости как минимум легкой противоснарядной брони.

Список источников:

РГВА

ЦГА СПб

РГАКФД

Госкаталог

Другие статьи-культпросвет по советской бронетанковой технике:

Рассказ о том, кто и у кого что украл с точки зрения разработки танков в первой половине XX века

Программа создания семейства самоходных артиллерийских установок, запущенная в Советском Союзе незадолго до начала Великой Отечественной войны

Насколько неуязвимым был Т-34 летом 1941 года, и почему эти танки не сыграли в июне-июле 1941 года по-настоящему существенной роли в боевых действиях

Рассказ о том, что такое основной танк, а также как он вообще появился

История появления в советском танкостроении торсионной подвески, имевшей шведско-немецкие корни

Особенности системы танкового вооружения Красной Армии в межвоенный период, или почему не всегда масса определяет тип танка

К 90-летию создания КБ-3 ВОАО (Всесоюзное Орудийно-Арсенальное Объединение), в котором разработали БТ, Т-26 и Т-28

Снегоходные качества танков на советско-германском фронте зимой 1941-42 гг глазами советских танкистов, а также по итогам испытаний

Как бой двух танков из состава 5-й танковой дивизии превратился в атаку советских 500-тонных танков

История о том, как развивались советские средние САУ в период с лета 1940 по весну 1943 года, и как вернулись примерно к тому же, с чего начинали

Попытки вооружения Т-34 орудиями калибра 85 мм, а также попытки установки в штатную башню Т-34-85 орудия калибра 100 мм

История появления двухскатной лобовой детали корпуса (щучьего носа) и всё, что с ней связано

Популярно о том, почему появление летом 1941 года малого танка Т-60 оказалось единственно верным решением

Танки как средство доставки пехоты на поле боя

Почему одни страны прекратили выпуск легких танков к 1942-43 году, а другие продолжали их производить и дальше а другие продолжали их производить и дальше

К 80-летию принятия на вооружение СУ-12 (СУ-76) и СУ-35 (СУ-122)

История поручневых антенн, активно применявшихся на советских и немецких танках межвоенного периода, а также во время Великой Отечественной войны

Откуда на советских танках и бронемашинах с двухместными башнями появился единый башенный люк, и почему от него отказались

Бронетанковые итоги сражения на Курской дуге