Словосочетание «бумажное искусство» у большинства людей прочно ассоциируется с оригами. Но, несмотря на свою непрочность и недолговечность, бумага обладает куда большими возможностями. Творения Кэлвина Николлса (Calvin Nicholls) раскрывают нам неожиданные грани этого лаконичного материала.
Кэлвин Николлс, скульптор из Канады, получил образование на факультете графического дизайна в колледже Шеридана в провинции Онтарио. После окончания обучения Кэлвин работал в рекламном агентстве, а затем в 1981 году открыл собственную студию дизайна. Но поворотным моментом в его судьбе стало изготовление в 1983 году вывески из бумаги. С тех пор произведения Николлса оказались во множестве коллекций, а в 1994 году журнал National Geographic опубликовал фотографии его работ.
Редакторы настолько крупного и известного издания обратили к скульптору свои взоры не просто так. Дело в том, что Кэлвин – один из самых неординарных деятелей искусства и, кроме того, очень любит природу, поэтому часто работает в рамках анималистической темы. Героями его работ становятся представители фауны его родного края, а также редкие, экзотические животные. Например, большую популярность приобрела его работа «Панда» из библиотеки Фоллетт (Follett) в Чикаго.
В среднем работа над одним проектом занимает у скульптора около четырех недель. Николлс, получивший хорошее художественное образование, привык действовать обстоятельно и делить весь процесс на этапы. Сначала скульптор подготавливается – делает наброски животных в естественной среде обитания, выбирает наиболее интересный и эффектный ракурс. Затем он создает каркас будущего объемного изображения из плотного картона. Третьим этапом становится изготовление из обычной бумаги для принтера мелких деталей, которые нужно не только вырезать в соответствии с эскизом, но и придать им необходимый объем и фактуру. Для этого Кэлвин использует самые разнообразные деревянные и металлические инструменты. Особенно это сложно, если речь идет о мелкой проработке меха или перышек, таких как в работе «Сова». После того как детали готовы, каждая из них крепится на свое место.
При средних размерах работы в 50–70 сантиметров в высоту и ширину, глубина их невелика (около 5–7 сантиметров). Именно поэтому перед созданием фотографий скульптор большое внимание уделяет свету, который должен выявить всю красоту работы.
Чаще всего Николлс работает с белой бумагой. Это придает его творениям утонченный, «классический» оттенок, ассоциируя их с белоснежными гипсовыми слепками великих произведений. Однако, порой мастер прибегает к другим цветам и оттенкам. Одной из самых выразительных его монохромных работ является «Хамелеон», который выдержан в бело-бежевой цветовой гамме. Николлс считает это развитием своего творческого пути:
«Я продолжаю экспериментировать со взаимодействием света и тени на поверхности обычной белой бумаги или многоступенчатых оттенках серого»
К оформлению своих работ скульптор тоже подходит очень творчески. Все его герои выходят за рамки своих паспарту, оказываясь в мире людей. Львиная грива льется водопадом, крылья птиц перечеркивают границы картонных обрамлений. И даже в нетипичном для Николлса пейзаже с лыжником под названием Firstracks верхушки заснеженных елей выходят за пределы работы. Для Кэлвина Николлса это не пустой прием, использованный ради красоты. Скульптор вкладывает в свои произведения особый смысл.
«Я хочу, чтобы люди были погружены в изучение работы и исследовали то, что нас окружает», — говорит он в своей биографии.
Николлс удивительно открытый человек: на авторском сайте он посвятил целую страницу своему методу работы, чтобы каждый желающий мог стать немного ближе к природе и искусству.