В главе 27 Тир изображён как торговый корабль, идеально построенный и имеющий превосходную команду мореходов. Однако во время сильного шторма из-за перегруженности товарами корабль пошёл ко дну. Эту огромную потерю оплакивали многие люди — от моряков до царей.
ОПИСАНИЕ ТИРА КАК КОРАБЛЯ
“И было ко мне слово Господа: «И ты, сын человеческий, подними плач о Тире и скажи Тиру, поселившемуся на выступах в море, торгующему с народами на многих островах — так говорит Господь Бог: Тир! Ты говоришь: ‘Я совершенство красоты!’ Пределы твои в сердце морей; строители сделали совершенной красоту твою: из сенирских кипарисов устроили все помосты твои; брали с Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты; из дубов васанских делали вёсла твои; скамьи твои делали из букового дерева с оправой из слоновой кости с островов Киттимских; узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои и служили флагом; голубого и пурпурного цвета ткани с островов Елисы были покрывалом твоим. Жители Сидона и Арвада были у тебя гребцами; свои знатоки были у тебя, Тир, они были у тебя кормчими. Старшие из Гевала и знатоки его были у тебя, чтобы заделывать пробоины твои. Всякие морские корабли и корабельщики их находились у тебя для производства торговли твоей»” (Иез. 27:1-9).
Стихи 1, 2. Бог говорит Иезекиилю: “...сын человеческий, подними плач о Тире” (ст. 2). С. Фиш пишет: “Этот глагол [“подними”] всегда используется по отношению к плачу [погребальной песне], потому что он совершался громким голосом”.
В главе 26 соседние “князья моря” (ст. 16) пели погребальную песнь о Тире. Теперь о смерти Тира Бог велит петь Иезекиилю.
Стих 3. Слова “поселившемуся на выступах в море” говорят о географическим положении Тира. На еврейском это буквально “на входах”, что указывает на две гавани Тира. Одна называлась “Сидонская”, потому что смотрела на север, в направлении города Сидона. Тир говорил: “Я совершенство красоты”. Хотя этот регион Средиземноморья действительно был очень красив, Тир демонстрировал гордость и высокомерие. Он считал себя лучше всех соседей — и не стеснялся говорить об этом.
Стих 4. Иезекииль начинает с описания корабля, символа Тира (ст. 4). Это описание нельзя соотносить с каким-нибудь конкретным человеком (например, царём); Скорее, здесь изображён Тир в целом. Народ тирский (предстающий перед нами в виде огромного океанского лайнера) был построен строителями, бывшими профессионалами в своём деле и сумевшими полностью использовать красоту местности. И в самом деле, тёмно-синие воды Средиземного моря делали этот район исключительно красивым.
Стихи 5, 6. Для строительства Тира опытные строители использовали только самый лучший материал (ст. 5). Помосты корабля были сделаны из сенирских кипарисов. “Сенир” — это Ермон на языке аморреев (см. Втор. 3:9). Для мачт брали с Ливана кедр — материал, часто упоминаемый в Писаниях (Пс. 71:16; Ис. 14:8; Ос. 14:5, 6). Вёсла (ст. 6) сделали из дубов, а скамьи — из букового дерева (“кипрской сосны”; Современный Перевод) и отделали слоновой костью.
Стих 7. Паруса корабля, сшитые из египетского полотна, были узорчатые. Его покрывало было ярко-голубого и пурпурного цвета из ткани с островов Елисы. Елиса, сын Иавана, был родоначальником одного из народов (Быт. 10:4). В качестве возможной территории, заселённой этим народом, называют Италию, Сицилию и Грецию. Есть и другие предположения, среди которых — что это Карфаген и вообще всё североафриканское побережье. Карфаген и Тир связывали тесные национальные и торговые узы.
Стих 8. На корабле была самая опытная команда гребцов, состоявшая из жителей Сидона и Арвада. Большинство учёных считает, что “Сидон” в то время находился в вассальной зависимости у Тира. Этот прибрежный город, располагавшийся севернее Тира, считается одним из древнейших финикийских городов. Сидон был первенцем Ханаана (Быт. 10:15; см. Иис. Н. 19:28). Арвад тоже был сыном Ханаана (см. Быт. 10:18). Этим именем назывался островной город в полутора сотнях километров от Тира (точно на север от Триполи).
Тир был знаменит строившимися там кораблями. Его кормчие были знатоками, умело водившими корабли (намёк на то, что правители города искусно руководили его политическими делами).
Стих 9. “Старшие из Гевала” (современный Библос) тоже были на корабле, так как обладали мастерством и всем необходимым для того, чтобы заделывать пробоины. Это говорит о том, что Тир был готов ко всем неожиданностям; у него были мудрецы, умевшие работать с разрушительными силами в своём обществе — как внутренними, так и внешними. Плюс к этому, он был полностью укомплектован опытными купцами для производства торговли — источника жизни города.
СПИСОК ТОРГОВЫХ ПАРТНЁРОВ ТИРА
“Перс, и лидиец, и ливиец находились в войске твоём и были у тебя ратниками, вешали на тебе щит и шлем; они придавали тебе величие. Сыны Арвада с собственным твоим войском стояли кругом на стенах твоих, и Гамадимы были на башнях твоих; кругом по стенам твоим они вешали колчаны свои; они довершали красу твою. Фарсис, торговец твой, по множеству всякого богатства, платил за товары твои серебром, железом, свинцом и оловом. Иаван, Фувал и Мешех торговали с тобой, выменивая товары твои на души человеческие и медную посуду. Из дома Фогарма за товары твои доставляли тебе лошадей и строевых коней и лошаков. Сыны Дедана торговали с тобой; многие острова производили с тобой мену — в уплату тебе доставляли слоновую кость и чёрное дерево. По причине большого торгового производства твоего торговали с тобой арамеи — за товары твои они платили карбункулами, тканями пурпурными, узорчатыми, и виссоном, и кораллами, и рубинами. Иудея и земля Израилева торговали с тобой — за товар твой платили пшеницей миннифской, и сластями, и мёдом, и елеем, и бальзамом. Дамаск, по причине большого торгового производства твоего, по изобилию всякого богатства, торговал с тобой вином хелбонским и белой шерстью. Дан и Иаван из Узала платили тебе за товары твои выделанным железом, касия и благовонная трость шли на обмен тебе. Дедан торговал с тобой драгоценными попонами для верховой езды. Аравия и все князья кидарские производили мену с тобой: ягнят, и баранов, и козлов променивали тебе. Купцы из Савы и Раемы торговали с тобой всякими лучшими благовониями и всякими дорогими камнями и золотом платили за товары твои. Харан, и Хане, и Еден, купцы савейские, Ассур, и Хилмад торговали с тобой. Они торговали с тобой драгоценными одеждами, шёлковыми и узорчатыми тканями, которые они привозили на твои рынки в дорогих ящиках, сделанных из кедра и хорошо упакованных. Фарсисские корабли были твоими караванами в твоей торговле, и ты сделался богатым и весьма славным среди морей” (Иез. 27:10-25).
Стихи 10, 11. Далее Иезекииль перечисляет торговых партнёров Тира. “Перс, и лидиец, и ливиец находились в войске” Тира (ст. 10). Тирские купцы и торговцы были настолько искусны, что город мог купить себе военную защиту. Наёмники в их войске были родом из самых дальних мест, три из которых упоминаются здесь: (1) “перс”; это первое упоминание Персии в Библии. Персы (вместе с мидянами) занимают значительное место в пророчествах Даниила. (2) “Лидиец”; это может быть народ, живший в западной части Малой Азии, или племя, обитавшее в верхнем течении реки Тигр. (3) “Ливиец” — этот народ, вероятнее всего, жил в северной Африке, на западном побережье Красного моря. Другие наёмники были из Арвада, а также “гамадимы” — народ, о котором ничего не известно (ст. 11).
Иезекииль в географическом порядке называет некоторые города, торговавшие с Тиром. Хотя перечисление этих городов и стран может показаться скучным и не имеющим отношения к существу вопроса, они дают ценную информацию о географии древнего мира, о дальности торговых путей, о торговых и, как следствие, политических связях, о товарах, которыми славилось каждое место, и о степени влияния Тира в древнем мире — что, конечно, здесь является самым главным.
Стих 12. Начав с Фарсиса на западе, Иезекииль движется к восточному Средиземноморью, затем на север, к Дамаску (ст. 18), и заканчивает Аравией (ст. 21) и Месопотамией (ст. 22-24). Считается, что Фарсис — это Тартесс (в Испании, у Гибралтарского пролива), но это может быть и финикийский город Нора на Сардинии. Ральф Александр пишет:
“Если эти разные места расположить на карте древнего Ближнего Востока, то можно увидеть, что Тир торговал почти со всеми районами: от Фарсиса (Испания) до северо-востока Анатолии (Фувал, Форгама) по оси восток-запад (через Эгейское море) и от Аравии через Сирию и Палестину по оси север-юг. Каждый район привозил плоды своей земли для торговли с Тиром. Торговые сделки Тира были поистине огромны!”
Стих 13. Иаван, Фувал и Мешех находились между Чёрным и Каспийским морями. Фиш отмечает:
“Имена трёх сыновей Иафета (Быт. 10:2). Иаван — это еврейское название ионийцев — греков, населявших Малую Азию. Фувал и Мешех обычно отождествляют с тибаренами и месхами, которые жили соответственно к юго-востоку и югу от Чёрного моря. Эти народы снабжали Тир рабами и медью”.
Этот район долгое время занимался работорговлей (продавал “души человеческие”). Торговля людьми — печальная история: обычно эти люди не сами решали стать рабами; их делали рабами насильно. Наименования “Фувал” и “Мешех” (см. гл. 38; 39) встречаются также на клинописных табличках и в писаниях греческого историка Геродота (ок. 484-425 г. до н.э.).
Стих 14. “Из дома Фогарма за товары твои доставляли тебе лошадей и строевых коней и лошаков”. “Фогарма” — это имя одного из сыновей Гомера (Быт. 10:3). “Дом” — это переведённая с еврейского приставка, использовавшаяся во многих географических названиях: (бейт-; в Библии “Беф-”). Дом Фогарма находился на крайнем севере (см. 38:6) и, вероятно, соответствует Армении. Геродот сообщает, что этот город был известен своими лошадьми и мулами.
Стих 15. В Септуагинте в этом стихе вместо Дедана упоминается “Родос”, что, вероятно, правильно, так как “Дедан” повторяется в стихе 20. Возможно, что это тот “Дедан” (потомки Хуша), что располагался возле Персидского моря; через него проходил торговый путь в Индию.
Стих 16. Упоминаются арамеи (Сирия), но под ними, вероятно, лучше понимать Эдом. Этот район был известен своими драгоценными камнями. Добываемые там карбункулы (возможно, гранаты или рубины) были очень красивого густого красного цвета.
Стих 17. Мы коротко знакомимся с теми товарами, которыми Иудея и Израиль торговали с другими странами. Пшеница была миннифской. Город Миниф находился в Аммоне — стране, знаменитой своей пшеницей (2 Пар. 27:5). Другие упоминания о Минифе и его окрестностях мы видим в Суд. 11:33 и Иис. Н. 12:2. Пшеницу везли в Тир через Израиль. Слово “сласти” (паннаг) встречается только здесь. Тогда как некоторые считают, что это слово относится к чему-то сладкому, другие полагают, что это географическое название (может быть, наименование селения [“Пинги”] на пути между Баальбеком и Дамаском).
Стих 18. Дамаск, который уже изобиловал товарами, тоже стремился торговать с Тиром. Хелбонское вино производилось в городе Хелбоне, что был неподалёку от Дамаска, и высоко ценилось персидскими царями. Белую шерсть получали с овец, пасшихся на пустошах Сирии и Аравии.
Стих 19. Узал, как полагают, это современная Сана, столица Йемена. Касия — это благовоние, получаемое из древесной коры. Его использовали с благовонной тростью (см. Ис. 43:24; Иер. 6:20) для производства масла, которым помазывали священников (Исх. 30:23-25).
Стихи 20, 21. Дедан (ст. 20) был одним из потомков Авраама от Хеттуры, жившим в Аравии (см. Быт. 25:3). Этот Дедан был городом в Аравии (ст. 21), или аравийской пустыне, к востоку от Мёртвого моря.
Стихи 22-24. Сава и Раема (ст. 22) находились у входа в Персидский залив. Стих 23 к списку торговых партнёров добавляет следующих: “Харан, и Хане, и Еден, купцы савейские, Ассур, и Хилмад”. Харан был древним и хорошо известным городом в Месопотамии. Благодаря своему географическому положению на пути из Вавилона в Сирию он был важным коммерческим центром. Именно из Харана Авраам двинулся в Ханаан (Быт. 12:4). Хане иногда отождествляют с Халне (Быт. 10:10; Ис. 10:9), городом в Вавилоне. Еден (см. 4 Цар. 19:12; Ис. 37:12; Ам. 1:5) расположился на обоих берегах реки Евфрат, прямо к югу от Харана. На ассирийских надписях этот город назван Бит-Адини.
Жители Харана, Хане и Едена, торговавшие также с Савой, привозили свои изделия в Финикию. Ассуром обычно называли Ассирию, но здесь иной случай, потому что Ассирия уже долгое время находилась в упадке. Некоторые Ассур отождествляют с Сурой на Евфрате или с городом на западном берегу Тигра, развалины которого в настоящее время называются “Халат Серкат”.
Стих 25. Народ “сделался богатым и весьма славным среди морей”. Тир до краёв наполнился товарами этих народов. Называя эти страны, Иезекииль ярко иллюстрирует широту влияния Тира. Практически у каждого было что-то из того, что прошло через порты этого города!
КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ ТИРА
“Гребцы твои завели тебя в большие воды, восточный ветер разбил тебя среди морей. Богатство твоё и товары твои, все склады твои, корабельщики твои и кормчие твои, заделывавшие пробоины твои и распоряжавшиеся торговлей твоей, и все ратники твои, какие у тебя были, и всё множество народа в тебе — в день падения твоего упадёт в сердце морей. От вопля кормчих твоих содрогнутся окрестности. И с кораблей своих сойдут все гребцы, корабельщики, все кормчие моря, и станут на землю; и зарыдают о тебе громким голосом, и горько застенают, посыпав пеплом головы свои и валяясь в прахе; и остригут по тебе волосы догола, и опояшутся вретищами, и заплачут о тебе от душевной скорби горьким плачем; и в сетовании своём поднимут плачевную песнь о тебе, и так зарыдают о тебе: «Кто, как Тир, как разрушенный посреди моря!» Когда приходили с морей товары твои, ты насыщал многие народы; множеством богатства твоего и торговлей твоей обогащал царей земли. А когда ты разбит морями в пучине вод, товары твои и всё толпившееся в тебе упало. Все обитатели островов ужаснулись о тебе, и цари их содрогнулись, изменились в лицах. Торговцы других народов свистнули о тебе; ты сделался ужасом — и не будет тебя вовеки” (Иез. 27:26-36).
Стих 26. Описывается кораблекрушение Тира (ст. 26-36). Умелые гребцы Тира привели его туда, где он безраздельно господствовал, — “в большие воды”. Там он чувствовал себя в высшей степени комфортно. Многие века он был самым большим торговым кораблём на море. Поэтому смысл плача состоит в том, что у Тира было всё. Он был благословлён больше всех современных ему городов, и всё же “восточный ветер разбил” его (см. Пс. 47:8). Бог использовал сначала вавилонскую армию, а затем греческую (под командованием Александра Македонского), чтобы потопить этот корабль — навсегда!
Стих 27. Тир старался предусмотреть всё; он думал, что обо всём позаботился. Однако он забыл одну очень важную истину: Бог будет судить. Как бы ни была огромна команда профессионалов, которую он собрал, они не смогли помочь, когда пришло время Богу произвести над ним суд. Божий суд состоялся, и Тир упал “в сердце морей”. (Это третье повторение данной фразы; см. ст. 25, 26, где она переведена “среди морей”).
Стихи 28-31. Услышав о падении Тира, все корабельщики сойдут на землю (ст. 29) и “горько застенают” (ст. 30). Для них это будет трагическое событие, большое горе, которое проявится в различных действиях, выражающих скорбь. Они “посыплют пеплом головы свои” и будут “валяться в прахе”. Они “остригут... волосы догола, и опояшутся вретищами”, и “заплачут горьким плачем” (ст. 31).
Стих 32. Господь добавляет: “И в сетовании своём поднимут плачевную песнь о тебе”. Здесь приводится эта песнь. Они будут спрашивать: “Кто, как Тир?” И действительно, никакой город не мог сравниться с Тиром в древнем мире. Горько будет вспоминать об этом “корабле”, лежащем на дне моря.
Стихи 33-36. Одна из причин, почему Тир был таким популярным, состояла в том, что он “насыщал многие народы и обогащал царей земли” (ст. 33). Он торговал с таким множеством народов, что все они обогащались за счёт его товаров. Зная ярость Навуходоносора, они не могли долго оплакивать смерть Тира — а иначе они подверглись бы той же участи. Поэтому они отвернулись от Тира, отреклись от него и “свистнули” (ст. 36) о нём (в знак презрения).