Существует такой термин "тяжёлый ребёнок". Имеется ввиду, что у ребёнка сильные отклонения в развитии и поведении.
Иногда даже сравнивают детей по степени тяжести. Типа, чей ребёнок тяжелее. Как будто существует какая-то мера измерения. Ну не в килограммах же, понятное дело, их измерять. А в чём тогда?
Очевидно, в тех усилиях, которые приходится прикладывать для их развития и сопровождения. И вот тут, кажется, мы опять рискуем сравнивать прямоугольное с красным. Потому что то, что может быть очень тяжело для одного родителя/специалиста, совсем не обязательно является таким же тяжёлым для другого. И наоборот.
Помню, как-то одна мама аутичного мальчика (моя подруга по несчастью) отметила, что как только мой сын начинает нервничать, я просто в лице меняюсь. Ей же реагировать на такие его эмоциональные перепады было совсем не сложно. И, кстати, в отличии от меня, тогда она прекрасно справлялась с тем, чтобы его успокоить.
Зато она, в свою очередь, восхищалась тем, как мне удалось преодолеть сложности в части проведения сыну различных медицинских манипуляций, в том числе стоматологических.
Ещё пример. Как-то один дефектолог-АВА-специалист мне, кроме шуток, сказала, что ей, например, гораздо легче работать с невербальным ребёнком с очень низким уровнем развития навыков, чем с моим. Потому что, как она выразилась, "Там всё на кормёшке" (с использованием пищевых подкрепителей). А моего в то время вкусняшками можно было разве что отпугивать. Зато всё время приходилось придумывать и искать какие-то новые материалы и поощрения.
Так что, похоже, что это не дети "тяжёлые", а это мне, как родителю или специалисту, с данным поведением очень сложно.
Мне сложно.
А что взрослые люди делают, когда им сложно?
Ищут информацию, помощь, поддержку. Снижают нагрузку и ожидания в конце-концов.