Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Эмоциональные трудности подростка в семейных поездках

На консультации девочка-подросток 15-ти лет с мамой.*

Рассказывает мама:

  • Мы с детьми любим иногда отправиться в небольшую поездку, например, в какой-то городок на экскурсии или к морю. Дочка всегда ждёт такие поездки, рада им. Но в первый день-два очень скучает по дому, к вечеру может плакать и хотеть вернуться домой. Я стараюсь порадовать детей такими поездками, но получается, что в первые дни дочери больше тяжело, чем хорошо. Я очень стараюсь наполнить эти дни интересными посещениями, развлечениями, но к вечеру дочка всё равно очень депрессивна и плачет. Сейчас мы собираемся в новую поездку, я не знаю как быть, чтобы помочь дочке. Или вообще не ехать…

Я спрашиваю юную девушку, что она об этом думает.

  • Я не понимаю, почему так. Я люблю с мамой и младшей сестрой путешествовать. Тем более поездки бывают не часто, в этом году будет третья поездка, и мы мечтаем о них. Но в новом городе, в номере отеля я вроде и с интересом ко всему отношусь, люблю новые впечатления, сама предлагаю маме куда-то сходить, но потом так тоскливо и дико грустно становится! Я прям места себе не нахожу!
  • Расскажи подробнее о своём состоянии в такие моменты. Какие ты ещё чувства испытываешь? Что думаешь?
  • Усталость… Очень домой хочется. Дома всё своё, понятное, какая-то определённость… А в новом месте будто я могу быть в опасности… очень тревожно. И как-то одиноко.

Мама девочки ещё более обеспокоена и вступает в беседу:

  • Как же одиноко? Я же с тобой. Тебе со мной плохо?
  • Нет, мама, не с тобой плохо. А вне дома как-то не так…

Я предлагаю девочке и маме рассказать об их жизни дома.

Из рассказа видно, что у них хорошие доверительные отношения, они много общаются. Мама и дочка делятся друг с другом личным, многое обсуждают, любят вместе проводить досуг. В семье есть младшая сестра. Отношения у сестёр неоднозначные - они могут и сильно раздражать друг друга, и быть в мире. Критических проявлений здесь не наблюдается. Отец девочек живет отдельно, родители в разводе. Однако, в последнее время между мамой и дочкой часто возникают ссоры, очень эмоциональные, но кратковременные и по незначительным бытовым вопросам.

Задаю вопрос маме:

  • Вы замечаете в дочери перемены к более взрослой жизни?
  • Она вообще всегда была очень разумная и деловая девочка. И сейчас, на мой взгляд мыслит не по годам взросло. Помогает мне и в ведении хозяйства и в разных других повседневных вопросах.
  • Например, в каких?
  • Может и с документами разобраться, советуемся по планированию бюджета, продукты заказывает, порой подбирает кружки для младшей сестры.

Спрашиваю девочку:

  • А у тебя есть друзья, какой-то свой круг общения?
  • Есть в классе две подружки, но мы не близко общаемся, так на перемене поболтаем, иногда по урокам списываемся в соц. сети. Есть в он-лайне подруга, с ней много переписываемся, делимся чем-то, но не встречались.
  • А как ты обычно проводишь свой досуг?
  • Гуляю с собакой, в телефоне сижу или с мамой куда-то гулять ходим, после её работы. Иногда с сестрой занимаюсь. Но в основном, если мама попросит, реже по собственному желанию. Но раньше я больше времени с мамой проводила. Сейчас стала больше за уроками сидеть, очень много задают, или с и-нет друзьями общаться, или с собакой.
  • А ссоры с мамой чаще почему происходят?
  • Мама начинает делать замечания, приставать с чем-то, я очень раздражаюсь и мы ругаемся.

Беседа длится ещё некоторое время и постепенно мне становится ясна причина таких проявлений дочки во время желанного семейного досуга.

На определённом этапе консультации я с согласия моих клиенток высказываю им предположение и своё видение причины проблемы, над чем и предлагаю им подумать и работать в дальнейшем.

  • Сейчас между вами активно проходит процесс сепарации, вы отделяетесь друг от друга, превращаясь в отдельных независимых личностей. Об этом говорит не только возраст девочки, но и в первую очередь раздражение и частые конфликты, которые вы упоминаете. Мама долгое время была основной и мощной опорой для дочери. Сейчас девочка обретает, её психика формиркет свои собственные опоры. Её раннее интеллектуальное взросление, которое отмечает мама и которое видно по некоторым суждениям девочки, также говорит о её потребности быть самостоятельным и независимым человеком. Но потребность - это ещё не значит готовность. Девочка теперь меньше опирается на маму, и порой выступает сама маме поддержкой. Но её внутренние опоры ещё не взращены так, как нужно для взрослого человека. Опорами девочке также служат домашняя стабильность, повседневный привычный уклад, что создаёт ощущение безопасности и защищённости. Замечательно, что это есть! Но оказываясь в новом месте, девочка теряет эти опоры. Здорово, что дочь может помогать матери. Но не стоит перепрыгивать подростковый возраст и запрыгивать из детства во взрослую жизнь. Решая взрослые бытовые вопросы, девочка не часто решает свои собственные, такие как взаимоотношения со сверстниками, коммуникации и конфликты с ними. Однако, это может быть проходящая ситуация. По мере формирования внутреннего стержня ей будет относительно комфортно и дома и в путешествиях, если они складываются удачно и подходяще. А пока нужно снизить нагрузку, мешающую гармоничному формированию личности. Это касается и роли дочки в семье, роли, фактически, больше партнерской, чем дочерней. А также желательно снизить нагрузку в первые дни путешествий в плане активных посещений тех или иных достопримечательностей и развлечений.

По различным высказываниям мамы видно её ответственное, в некотором роде тревожное отношение к своей нужности и позитивности для дочери. Мама будто то старается быть исключительно позитивным ресурсом для своих детей, то делает дочь ответственным взрослым. Крайние состояния и роли всё-таки не способствуют гармоничной атмосфере с семье.

Я рассказала также своим клиентам о том, какие они, тем не менее, молодцы, что творчески подходят к отношениям друг с другом, что мама не игнорирует эмоциональные состояния дочери, а дочь искренне хочет в семье быть не только берущим, но и отдающим человек.

Очень жду своих милых клиенток на следующую консультацию с рассказом об их поездке и новых осознаниях.

А если вы хотите обсудить со мной свои взаимоотношения с близкими - записывайтесь на консультацию.

(Фото из и-нет)
________

*Разрешение на публикацию получено

На консультацию можно записаться здесь в личных сообщениях или в WhatsApp по номеру 8-916-694-42-28

Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru