Найти тему

Закрепление правильного произношения звуков в речи ребенка

Задание: разложить картинки, справа - где есть звук, слева - где его нет
Задание: разложить картинки, справа - где есть звук, слева - где его нет

Широко известный факт, что речь ребенка развивается постепенно, соответственно, звуки родного языка ребенок начинает произносить не все сразу. Однако есть определенная последовательность и временные границы усвоения произношения звуков. Если ребенок по какой-то причине не может произнести правильно звук, который в норме в данном возрасте должен уже уметь выговаривать, то на помощь приходят логопеды.

Важно отметить, что задача логопеда не только поставить звук, но и довести навык его произнесения до автоматизма. В этом момент на помощь логопеду должен прийти еще и родитель ребенка, так как только при совместной работе специалиста и родителей возможно добиться быстрого и качественного результата. Именно родителю в свободное от занятий время следует уделять внимание на выполнение домашнего задания от логопеда, особенно в процессе автоматизации звука (закреплении правильных движений артикуляционного аппарата при произнесении того или иного звука).

После постановки звука и первичного закрепления его изолированного произношения логопед начинает закреплять его правильное произношение в свободной речи. Процесс автоматизации делится на несколько последовательных этапов, пропускать или переставлять нельзя ни один шаг:

1. Автоматизация в слогах (начинают с прямых открытых – СА, СО, затем прямые обратные – АС, ОС, далее слоги с согласным между гласными – ИСА, со стечениями согласных (подряд 2 и более согласных – СКЕ, СТРА).

На этом этапе ребенок должен многократно повторить за логопедом слоги. О всех особенностях отработки звука вам расскажет логопед, основываясь на индивидуальных особенностях вашего ребенка.

2. Автоматизация в словах (в разных частях слова: в начале, в середине, в конце).

Для начала речевой материал должен быть насыщен словами, включающими отработанные слоги и сочетания согласных. Сначала берем двусложные слова из открытых слогов – сода; далее по А.К. Марковой усложняют. На этом этапе можно просить ребенка называть картинки, рассадить животных и различные лабиринты.

3. Автоматизация в словосочетаниях и предложениях.

Начинают всегда с тех слов, которые были отработаны на предыдущем этапе, в последствие вводят новые слова.

4. Автоматизация в чистоговорках и стихотворениях.

Рифмованный и ритмизированный текст ребенку гораздо проще запомнить и воспроизвести.

5. Автоматизация в рассказах (начинают всегда с коротких, постепенно удлиняя его).

Логопеду необходимо подобрать такой лексический материал, который будет максимально насыщен закрепляемым звуком, а неправильно произносимые звуки лучше исключить. Если ребенок заменяет в речи закрепляемый звук, то тот звук, на который происходит замена, не должен встречаться в материале. Очень важно, чтобы ребенок понимал все слова и смысл предложений и текстов, которые встречаются ему на занятиях.

Интересно, что на этом этапе логопед уже не выделяет закрепляемый звук в ряду других, как это было на предыдущих этапах. Теперь изучаемый звук является равноправным в ряду других. Здесь же мы развиваем связную речь, которая обеспечивает коммуникацию с окружающими людьми в целом.

Логопед учит ребенка пересказывать рассказ по наглядному действию, картинке и серии сюжетных картинок, составлять рассказ по картинке и серии сюжетных картинок, описывать предметы и объекты с опорой на специальную схему. Затем ребенок учится составлять рассказ по опорным словам, по его названию, придумывать рассказ про знакомого персонажа или героя.

6. Автоматизация в разговорной речи.

Именно процесс автоматизации звука очень важен для дальнейшего развития красивой речи ребенка, необходимо выполнять все домашние задания от логопеда, следить за правильностью произношения этого звука в речи ребенка, так как ему, несомненно, проще произносить звук так, как он привык.

Взрослый должен помочь ребенку в этом трудном деле, ведь все мы прекрасно знаем, как сложно поменять привычку. Запаситесь терпением, потому что автоматизация звука – процесс не всегда быстрый, но с поддержкой взрослого и наставлениями логопеда ребенку будет гораздо легче освоить правильное звукопроизношение.