Обыденное и привычное для нас, сегодняшних женщин, было дикостью, аморальностью и расшатывало устои еще менее, чем 100 лет назад.
Велосипед. Что такого? Надела удобные шорты и любимую футболку и катайся. Но все не так просто.
Вот только несколько фактов. И не все они такие уж исторические.
2013г.
Женщины Саудовской Аравии теперь могут ездить на велосипедах.
При этом запрещено носить спортивную одежду – ездить только закутавшись в абайю, в сопровождении мужа или близкого родственника мужского пола и лишь в специально отведенных для этого местах, где возможность встретить мужчин минимальна.
2019
В Иране решили, что женщинам нельзя ездить на велосипеде – слишком нескромно и подстрекает к разврату, а запрет необходим, чтобы оградить иранцев от такого безобразия.
1990
В КНДР поездки женщин на велосипедах были вновь запрещены, когда дочь одного из высокопоставленных чиновников будучи на велосипеде попала под машину и погибла. В СМИ КНДР при этом подчеркивалось, что езда представительниц прекрасного пола на велосипедах "противоречит нормам социалистической морали".
Назад в прошлое. США и Англия.
Официальных законодательных запретов на велопрогулки не было. Но атмосфера, мягко говоря, не способствовала вовлечению.
Радует, что женщины быстро поняли преимущества и буквально выгрызли право ездить на велосипеде. В удобной одежде, без сопровождения мужчин и не только в строго ограниченных местах.
Писательница С.Б. Антони (США) описала ситуацию так: «Я думаю, езда на велосипеде эмансипировала женщин больше, чем что-либо еще. <...> Она подарила женщинам чувство свободы и уверенности в себе»
Мода на велосипедные прогулки произвела революцию в дамском платье. Повседневная одежда викторианской эпохи - тугие корсеты, тяжелые юбки и узкие туфли на высоком каблуке. Да уж, как в этом поездишь на велосипеде? Кроме того, телесные нормы тогда жестко табуировали определенные части тела. Самой непристойной из всех считались ноги.
А велосипедная мода развивалась в сторону более гуманного «рационального костюма» – укороченного жакета и бриджей, сверху прикрытых юбкой.
Особую неприязнь вызывали широкие штаны блумерсы, названные так в честь американки Амелии Блумер.
В 1895 году в газетах писали о расторгнутой помолвке: жених потребовал, чтобы его невеста отказалась от блумерсов и велосипеда. В ответ она молниеносно вернула ему помолвочное кольцо с бриллиантом и заявила, что ни с блумерсами, ни с велосипедом расставаться не собирается, а вот с ним — хоть сию минуту.
Сейчас это выглядит дико, ведь те брюки, которые надевали велосипедистки, почти полностью были скрыты юбкой. Но из-за “неприличных костюмов” женщин публично оскорбляли, иногда не пускали в общественные заведения, а нарушительницы приличий становились жертвами как словесной, так и физической агрессии.
Выходом стало создание велосипедных клубов.
В конце 19в. в Англии возникли женские велосипедные клубы и крупная Ассоциация женщин-велосипедисток. Коллективные велопрогулки позволяли участницам не только безопасно проводить спортивный досуг, расширяя географию прогулок и дружеских связей, но и бороться за свои права.
У многих женских вело клубов были свои политические и просветительские программы — бесплатные лекции по таким темам, как суфражизм и реформа костюма, положение женщин, классовое неравенство. Не случайно среди первых членов клуба Clarion были знаменитая Эммелин Панкхерст, основательница движения суфражисток в Англии, выступавшая за избирательные права женщин, и ее дочь Кристабель, а позднее и суфражистка Элис Хокинс.
К профессиональному велоспорту женщин допустили в 1950-1960-х В 1984 году женские велогонки включены в программу летних Олимпийских игр.
Так что велосипед – вещь, что пылится у многих на балконе, в свое время сделал жизнь каждой женщины лучше.