Найти тему
Don Carcharo

Вторая половинка (2022). Лесной хоррор с непредсказуемым сюжетом

Ох, уж эти сюжетные повороты! Произведения с ярким твистом могут иметь разную зависимость от него. Для одних страшное слово "спойлер" не играет никакой роли. Для других твист — ядерный компонент, создающий основную ценность. И тогда спойлерщиков можно смело придавать самым страшным мукам. В любом случае, уместно "повернуть" не всегда простая задача, а рояль вместо центра сцены часто оказывается в кустах. Не лучше рояля и когда авторы создают ну очень жирные намёки. И Вторая половинка (или Близкий человек, в оригинале Significant Other) от творческого дуэта Дэна Берка и Роберта Ольсена первоначально кажется именно таким случаем.

Буквально с первых минут нам недвусмысленно покажут приземлившуюся инопланетную форму жизни, что обрубает любые альтернативные трактовки дальнейших событий и может вызвать неслабый скепсис ко всему фильму. Вот только подача пришельцев в качестве именно поворотного момента не играет большой роли в общей истории — и без того впереди сюжет будет безумно менять направление буквально каждые десять минут. Не проспойлерить отдельные детали при рассмотрении очень сложно, поэтому, если что, обзорщик готов к тем самым страшным мукам.

В центре этого "урагана" отправившиеся в лесной поход влюблённые. Пара на самом-то деле не молодая и уже прочувствовавшая всякое — живут вместе шесть лет. Он (Джейк Лэси) — эталонный зануда или, как сейчас модно говорить, "душнила", каждый разговор делающий неловким, да ещё то и дело навязывающий свои интересы в качестве общих. Она (Майка Монро) — постоянно "на нервах", годами не может справиться с последствиями психологической травмы, случившейся из-за серьёзного раздрая её родителей. Выражается это в сильнейших панических атаках. Диалоги пары будто пропитаны зарождающимся острым противостоянием, особенно когда дело касается брака. Он искренне хочет узаконить отношения, выведя таким образом их на новый уровень. Для неё перспектива брака — это очередной триггер для травмирующих воспоминаний о семейной жизни её родителей, боязнь повторения этого сценария уже на собственной шкуре.

Выстроена конструкция вполне в духе так называемых пост-хорроров (особенно вспоминается Оно следует (2014) из-за участия всё той же Майки Монро) или созвучной претенциозной фантастики, ставящей типичную психологическую и/или семейную проблематику выше раскрытия фантастического концепта. Например: Аннигиляция (2017) Алекса Гарленда или Прибытие (2016) Дени Вильнёва. Причём с первым и сюжетных пересечений довольно-таки много, а со вторым будут некоторые параллели в дизайне инопланетных объектов. Скорее всего неслучайные, и вот почему.

-2

После и так кажущегося сомнительным фантастического инопланетного вступления, настолько нарочито акцентированные взаимоотношения могут скепсис зрителя только усилить. Слишком они карикатурные. А здесь кроется главная изюминка картины. Все эти диалоги с преувеличенными неловкостями и разногласиями, намечающими серьёзный конфликт — это лишь ширма (конфликт-то будет, но вот сохранятся ли действующие лица?). Через несколько твистов тягучее напряжённое повествование в гнетущих локациях превращается в ядрёнейшую чёрную комедию, как раз встающую в оппозицию пост-хоррорам и им подобной фантастике со всеми поднимаемыми в них темами и способами подачи. И интерпретация фильма как метафоры "токсичных отношений" по этой причине — совсем не верная позиция.

В едких сатирических подколах под раздачу попадут и вегетарианство, и глобальное потепление, и психотерапевтическая практика. Предшествующие диалоги же на самом деле раскидывали крючки для дальнейшего комического обыгрывания. Параллельно авторы делают реверансы и в сторону различной классики, даже в какой-то степени пародийные: перекликается фильм с Вторжениями похитителей тел (версия по вкусу), с Факультетом (1998), с Терминатором 2 (1991) и даже с Челюстями (1975).

-3

Вторая половинка — это фильм-шутка, фильм-стёб. Обманка, в конце концов, как и его главные герои. Он используются компоненты, популярные в современной фантастическом мейнстриме, но применяет их в искажённом виде. Предсказать можно только сам факт наличия какого-либо тропа, но не его наполнение. Фильм искусно меняет темп и мимикрирует под разные жанровые направленности, нагоняя соответствующее напряжение. И на комедийной стезе затем тоже не останавливается, обращаясь в какой-то момент и полноценным психологическим триллером, поднимающим уже значимые для общего повествования темы: не столько трудности межличностных отношений, сколько исключительности человеческих эмоций и чувств, любви в особенности, используя при этом масштабы всей вселенной.

Смотрите также: