Никто тебя не спасёт (No One Will Save You) — свежий фантастический хоррор про инопланетных захватчиков от Брайана Даффилда, прежде зарекомендовавшего себя в качестве сценариста. Не сказать, что особо уникального, но востребованного и как минимум не банального. В его послужном списке такие ходовые жанровые картины, как Няня (2017), Под водой (2019), Любовь и монстры (2020). А Никто тебя не спасёт — это уже вторая его работа ещё и в режиссёрском кресле. Первой была Спонтанность (2020), чёрная комедия про класс самовзрывающихся подростков. И Никто тебя не спасёт можно считать противоположностью преимущественно разговорной Спонтанности — произнесённые за весь хронометраж слова и фразы уместятся в несколько строчек, а весь сценарий — скорее всего в несколько страниц.
Действие не совсем немое, но бессловесное: крики, вздохи и попытки не дышать, дабы себя не выдать. Но такой подход отнюдь не является каким-то выпендрежом, и сюжетно вполне объясним. Единственному полноценному персонажу и говорить-то особо не с кем. Бринн (в исполнении Кейтлин Дивер) — одиночка, почти затворница, по крайней мере, местные жители её не особо любят, и есть за что. Тем не менее, подаётся бессловесность в качестве главной продающей фишки, хотя ценен фильм вовсе не этим. Да и вообще с его позиционированием похоже серьёзные проблемы — Никто тебя не спасёт почти сразу был отправлен на стриминговый сервис Hulu, причём от продукции, ориентированной специально для маленьких экранов, он отличается разительно. Слишком дотошный подход к визуальной составляющей.
Например, камера то и дело задерживается на элементах, действующих по принципу лиминальных пространств, то есть обыденных мест, жутких из-за своей неестественности. В полную силу в фильме эта фишка начинает работать в моментах снятых с дрона, а таковых много. Даже отражение облаков, проплывающее в ломающем симметрию кадра водоёме, навевает что-то тревожное, музыка при этом соответствующая. И что интересно, зловещие тучи затем появятся и по сюжету. А уж когда на земле начинают один за другим виднеться инородные геометрические фигуры, становится действительно страшно. Часто камера в ожидании непрошенного гостя застревает и в дверных проёмах, коридорах и окнах. А из-за "игрушечного" интерьера дома главной героини может возникнуть и эффект иллюзии, когда непонятно, относится ли происходящее к настоящей комнате или к миниатюре города, в ней расположенной. Ближе к финалу фильм и вовсе превращается в ядрёный неоновый трип, где реальность происходящего окончательно размывается.
Что касается сюжетной составляющей (опять же в контексте позиционирования), то по трейлеру может сложиться стойкое ощущение клона Тихого места и подобных картин, или даже пародии на них. Но фильм серьёзен (может быть чуть-чуть ироничен), а беззвучные прятки с пришельцами занимают от силы минут десять. Дальше уже демонстрируются иные формы взаимодействия: от попыток перехитрить и убежать до прямого противостояния. Выбор поведения зависит от окружающих условий и непосредственно от типа вражины. И на этом моменте стоит остановиться.
Никто тебя не спасёт берёт привычный поп-культурный образ большелобых инопланетян на летающих тарелках (отсюда же и ретро-стилизация основной локации не то под пятидесятые, не то под шестидесятые), но раскручивает его на полную катушку. Большой акцент делается и на очень специфической анатомии конечностей, и на способах коммуникации, и на телекинетических способностях, и на кастовых/видовых вариациях пришельцев (у нас тут и агрессивная мелочь, и многометровые громадины, и учёные мужи, и паразитарные формы). Лихо закрученный концепт подаётся наглядно, и для этого не нужны никакие закадровые объяснения, никакие слова. Нарисовано всё тоже тщательнейшим образом, буквально видно каждый мускул.
Никто тебя не спасёт — это очень самобытное и красивое кино. Заезженность тематики и вторичность отдельных элементов этому вовсе не мешает. Но у него есть и один весомый минус, и он имеет уже трендовый характер. Современные авторы, обращающиеся к фантастике, по какой-то причине поголовно считают, что драматизация чего-то глубоко-личностного в качестве основного высказывания, а вовсе не побочного элемента в раскрытии отдельного персонажа, даёт дополнительную глубину и всему произведению. Драма как жанр по умолчанию ставится выше (элитарнее) фантастики. Им невдомёк, что приземлённая "реалистическая" драма отдельного человека, когда поднимаются серьёзные вопросы общечеловеческого бытия, как раз наоборот — стилистически низка. Одиноки ли мы во вселенной? А если нет, то какое место мы займём при контакте в образовавшейся иерархии? Не интересно, у нас тут бытовой конфликт, обернувшийся чернухой, и муки совести из-за этого, почти достоевщина. Крутой научно-фантастический концепт при любой трактовке финала целиком сводится к осточертевшей проработке психотравмы.
Смотрите также: