Найти тему
ПоУшиВКино

“Без обид” (2023): Плохая девочка Мэдди

Оглавление

Романтическая комедия “Без обид” (No Hard Feelings) от Джина Ступницки (Gene Stupnitsky), сценариста “Очень плохой училки” (2011, Bad Teacher), рассказывает историю взросления (coming-of-age). Необычность, или особенность, этой истории заключается в том, что coming-of-age в ней проживают три стороны – главная героиня Мэдди Баркер, парень Перси Бекер, с которым она вступила в отношения, и его родители Эллисон и Лэйрд. Каждая из сторон приходит к этому благодаря друг другу по цепочке. Получилось складно и очень мило.

Вариант постера для фильма “Без обид” (2023)
Вариант постера для фильма “Без обид” (2023)

И потом, это возвращение Дженнифер Лоуренс на экран, новый этап её карьеры. Последнее время фильмы с ней были редки. Предыдущими стали апокалиптическая сатира Адама Маккея “Не смотрите наверх” (Don’t Look Up) в самом конце 2021 года, а спустя почти год вышла драма “Мост через озеро” (Causeway). “Мост через озеро” и совсем новая комедия “Без обид” – это проекты, выпущенные собственной продюсерской компанией актрисы Excellent Cadaver, которую она основала в 2018 году. Она сама теперь может выбирать себе роли и воплощать их в жизнь.

Сюжет “Без обид” (2023)

Мэдди Баркер (Дженнифер Лоуренс) 32 года, она всю жизнь прожила в Монтоке (Montauk). У неё огромный долг по налоговым выплатам за автомобиль и дом, оставшийся от матери. Авто ей жизненно важен, потому что она работает водителем Uber, вторая её работа, бармен в летнем кафе, приличного заработка на жизнь и оплату налогов не обеспечивает.

Получив очередное налоговое уведомление, она понимает, что у неё три месяца до выселения из дома, если она не сделает выплату. При этом у неё уже конфисковали автомобиль, от чего она лишается возможности основного заработка. И ситуация становится критической.

Потому странное объявление приходится кстати, как единственный выход из сложной ситуации: отчаявшиеся родители Эллисон и Лэйрд Бекеры, о, что важно – очень богатые – хотят нанять девушку для отношений с их 19-летним сыном Перси, очень замкнутым, проводящим время в своей комнате, в компьютерных играх, в социальных сетях и приюте для бездомных животных. Вознаграждением за раскрепощение сына служит Buick Regal.

Требованием к кандидатке было возрастное ограничение – не старше 25 лет. Но у Мэдди мало времени и плохая ситуация, поэтому она пришла на собеседование и смогла убедить родителей, что возраст не важен.

Разбор фильма

Рука Джина Ступницки чувствуется с самого начала фильма. Мэдди Баркер – это вариация беспринципной училки литературы из средней школы Элизабет Холзи. Взрослой по возрасту женщины, но живущей как подросток, у которого как раз есть время до выпускного, чтобы решить, чем заниматься дальше. Но, поскольку для молодого человека будущее – это что-то далёкое и волшебное, то торопиться некуда. И “женщины Ступницки” прожигают своё настоящее, занимаясь какими-то травмирующими душу делами.

Элизабет Холзи тоже отчаянно нуждалась в деньгах, потому что потеряла богатого любовника. Его властная мать раскрыла корыстный интерес Элизабет и выгнала её из особняка. Это стало причиной, почему после летних каникул Элизабет пришлось вернуться в школу, другого заработка у неё не было, а нового спонсора беззаботной жизни за лето она найти не смогла.

Мэдди Баркер отличается от Э. Холзи тем, что в её поведении отсутствует та вопиющая беспринципность, она мягче, как будто правильнее, но слишком низко себя ценит, потому что позволила себе быть отвергнутой отцом – раз он её отверг, значит, она будет всю жизнь наказана. Но при раненой самооценке она всё же не утратила способности чувствовать. В отношениях с Перси она не раз показывала, что готова заботиться о человеке, замечать его желания; Элизабет Холзи в тех же ситуациях просто бы надавила посильнее, чтобы добиться своего.

Место действия играет важную роль в повествовании. Монток – это деревня (маленький прибрежный городок) на востоке Лонг-Айленда. На 2020 год количество жителей там составляло 4300 человек. Он в первую очередь является туристическим пунктом, где можно отлично отдыхать в одном из шести государственных парков и ловить рыбу (Монток особенно знаменит своей рыбалкой). То есть для отдыха – да, а вот для построения карьеры, развития личности – нет. Для молодых людей странно застревать в таком маленьком городке на всю жизнь. И Мэдди становится таким примером. Она использует Монток как “угол для наказания”, убедив себя, что ей нравится эта жизнь. Она поделилась с Перси своей историей, что отец бросил её мать, и никогда не пытался с ними связаться, и, когда она отправила ему письмо, оно было возвращено адресату. Для Мэдди это стало травмирующим опытом, она замкнулась в себе, наказала себя тем, что не пошла на выпускной и бросила мечту стать сёрфером. Самое отчаянное путешествие, которое она предприняла – это поездка до Нью-Йорка.

Мэдди в начале фильма перемещается на роликах, потому что у неё конфисковали автомобиль за неуплату налогов. В некоторых ситуациях ей приходится заимствовать вэн у друзей, чтобы перемещаться по городу стало удобнее. Её образ включает рюкзак и ролики до встречи с Перси, что направлено на иллюстрацию эмоциональной незрелости. Она проявляется и в том, что она злится на приезжих, которые, по её словам, вытесняют коренных жителей. В этом кроется её страх самой сбежать отсюда и начать свою собственную жизнь без зависимости от одобрения и принятия отца, который вычеркнул её сразу, как только она появилась.

Сцена, когда Мэдди рассказала Перси о своём прошлом
Сцена, когда Мэдди рассказала Перси о своём прошлом

Знакомство с 19-летним Перси становится переворотным пунктом и в её жизни, и в его, конечно. Интересно то, что секс в их отношениях отошёл на второй план, Перси отмечает, что не хочет ложиться в постель с женщиной без чувств и симпатии. Получилось современное переосмысление “Американского пирога”. Если там мама Стиффлера была на пьедестале, она сидела в комнате в уединении, пока её сын и его неугомонные друзья веселились, но для подростков она была недосягаемой высотой, уважение они к ней испытывали. То современная “мама Стиффлера” – Мэдди Баркер – такого восторга у них не вызывает.

В эпизоде с вечеринкой будущих принстонцев, куда приехал Перси после свидания с Мэдди, она в платье с декольте, украшенном пайетками, не привлекает ничьё внимание. Все дети смотрят в экраны своих смартфонов, и даже закрывшись в спальне с кем-то, они вместе продолжают изучать любимые аккаунты в социальных сетях, вместо анатомии друг друга (“Здесь кто-нибудь тра…ся!?”).

Кстати, из нелепого: есть вот такая отсылка к "Сиянию" Стэнли Кубрика. Ничего не значит, просто есть
Кстати, из нелепого: есть вот такая отсылка к "Сиянию" Стэнли Кубрика. Ничего не значит, просто есть

Именно Мэдди толкает на секс парня, чем он – её, хотя по возрасту и из-за отсутствия партнёра у него, логично было бы видеть его активные попытки соблазнить красивую девчонку. Он даже не пытается делать грязных намёков, чем сбивает её с толку. Например, в сцене, когда рассказывает сон о Харли Квинн из “Отряда самоубийц”: она хотела взять собаку в его приюте, а он ей отказал, и она закрыла его в клетке. И – всё, никакого секса, никакой порно-развязки в подростковом сновидении. Перси действительно представляет собой продвинутую версию героев из “Американского пирога”.

Он не отрицает секс, потому что Мэдди ему нравится и влечение он испытывает, но осознаёт, что симпатия в отношениях важна. Через такое его отношение к человеку она начинает понимать, что можно позволить себе доверять другим, несмотря на то, что кто-то однажды обидел. В ресторане, когда он исполняет на рояле песню Maneater (1982) группы Hall & Oates, он снова невероятно удивляет её – и тем, что осмелился сделать смелый шаг к публичному выступлению, и что запомнил их короткий разговор с первого свидания об этой песне. Едва ли он понимает настоящий смысл текста, но его искренность сильно затронула Мэдди.

При всей серьёзности поднятых тем это всё же американская комедия, в которой есть глупые сценки (прысканье в глаза из перцового баллончика, надевание детской игрушки пальцеловки на член, драка в голом виде на пляже, то есть моменты, вызывающие неловкость). Но, оглядываясь назад, я поняла, что, во-первых, они в данном случае не мешают восприятию, во-вторых, это как проба на ювелирном изделии, символизирующая подлинность. По крайней мере комедия “Без обид” представляет собой один из хороших образцов в своём жанре. В ней есть юмор, есть идея, есть достойная актёрская игра – получилось отличное сочетание искреннего с абсурдным.

“Без обид” – это история о двух одиноких людях разного возраста и из разных классов, которые влияют друг на друга, в итоге помогая взрослеть через потрясение. Правда, оно тут не такое сильное, но достаточное, чтобы встать и идти к новой жизни. Мэдди осознаёт, что ей пора перевернуть страницу (продать дом, сжечь вернувшееся непрочитанным письмо, взять из приюта собаку) и стать ответственной. Перси уезжает из дома, заставив наконец родителей отступить от него на шаг назад и не окружать его чрезмерной заботой. Они, в свою очередь, понимают, что он прав. Они полностью осознают, что его отъезд в колледж – это не номинальное действие. С того момента, как он сам собрал чемоданы, Перси действительно хочет всё делать сам.

В качестве заключения: Сюжет фильма крутится вокруг важности автомобиля для Мэдди, потому что она благодаря нему имеет основной заработок, занимаясь частным развозом. Так, в конце фильма она обретает этот автомобиль. В итоге роликовые коньки забыты, новое средство передвижения обозначает рост, готовность идти дальше, отпустив прошлые переживания.

“Готов отчалить?” – “А ты?”