Не так давно президент Финляндии Саули Нийнистё с горечью заявил, мол, мы, финны, отозвали все наши компании, работавшие в России, но это ничего не дало.
Признание, конечно, характерное. Вероятно, финскому правительству не стоило проявлять такую нерасчетливую принципиальность и давить на финские компании, чтобы они все ушли из России.
В результате финский бизнес пострадал, а в России ничего не изменилось, потому что продукцию ушедших фирм частично заменили отечественные производители. К тому же количество финских компаний ничтожно, по сравнению с количеством западных брендов, оставшихся у нас. Поэтому уход финнов не нанес какой-либо заметный ущерб российской экономике.
Ещё год назад казалось, что нашу страну покинет весь европейский и американский бизнес. Но нет, напрасно волновались: громко хлопнуть дверью решились не многие. Часть из тех, кто остался, сменили название компании, ассортимент, меню, но, главное, остались в России.
Согласно данным немецких СМИ, более 80% западных компаний продолжают работать в России и приносят доход нашему государству. До февраля 2022-го их было 1387, а сегодня — 1146. Совокупный оборот этих компаний почти 214 млрд долларов В госбюджет России в виде налогов они внесли 3.5 млрд долларов.
Немецкий бизнес, например, не понимает, почему они должны все терять и уходить с российского рынка? Германия — самый активный сторонник антироссийских санкций, тем не менее германские фирмы внесли в российскую казну 402 млн долларов. Но главный парадокс в другом: американцы — идейные вдохновители этих санкций — принесли еще больше денег нам — 712 млн долларов.
По словам эксперта Василия Колташова, американское правительство довольно терпимо относится к своему бизнесу, работающему в России, потому что боится навредить своим внутренним процессам.
Например, американский концерн Pepsico даже расширил свой бизнес, как и многие другие. Да, изначально компания громко заявила, что не будет продавать в России свои газировки. Но фактически продают всё: напитки, детское питание, чипсы, сухарики и т.д. Аргументируют тем, дескать, это продукты первой необходимости, и составляют основу базовой диеты.
А как же! Без их чипсов нам просто не выжить! При этом прибыль концерна выросла в 4 раза, как и прибыль Райффайзенбанка, для которого российский рынок — второй по значимости.
Среди тех, кто не выдержал давления и окончательно покинул рынок, — модные дома и люксовые бренды: Gucci, Cartier, Louis Vuitton. Печально, но некритично.
Для компаний, которые остались, российский рынок представляет большую ценность, ведь если выпадешь из обоймы, назад можешь не попасть. На место ушедших сейчас приходят другие.
Например, европейские автомобили и американские компьютеры заменяет китайская продукция. В легкой промышленности увеличилась доля белорусских и российских товаров.
Кстати, международные бренды держатся в России, что называется, двумя руками. Некоторые марки вроде бы ушли, но в мультибрендовых магазинах их изделия по-прежнему представлены. Другие же компании перестали торговать в магазинах, зато их товаров полно на маркетплейсах в интернете. А третьи фирмы выкупили российские или восточные компании, и продолжают работать.
Так, Reebok продала всю свою сеть турецкой компании, и предоставила ей право шить обувь для российского рынка.
Кстати, выручка тех компаний, что остались в России, значительно выросла. Например, «Ашан» за год заработал 346 млрд рублей.
Естественно, видя все это, финские предприниматели будут кусать локти, ведь их уход из России, кроме убытков самой Финляндии, ничего не дал. Такое удивительное открытие делает весь Запад.