Дорогу в Лагич строили уже несколько раз, но весной река все равно выходит из берегов и селевые потоки сносят асфальт, как бы охраняя Лагич от всего, что может изменить или потревожить его. Но только ни в коем случае не нужно говорить, что сюда не добралась цивилизация. Просто она здесь совсем другая.
Лагич – горное селение, которое находится в Исмаиллинском районе Азербайджана. Из Баку до Исмаилл, районного центра, ехать около четырех часов. Часа через два воздух станет совсем прозрачным и начнутся горные пейзажи. Местечко Гыз Галасы – традиционное место отдыха. Раньше сюда приезжали на шашлыки, ставили палатки. Сейчас здесь расположились пансионаты с удобными коттеджами на одну или несколько семей. Завтрак сервируют под открытым небом, и проходит он под нежную песню реки, а из кранов течет вода без хлорки, из источника. Сюда приезжают из разных районов Азербайджана – из-за воздуха, горной речки и ощущения абсолютного покоя. И добираться удобно – базы отдыха находятся у подножия гор, и здесь проходит практически любая машина.
В Лагич ехать еще час по горному серпантину. Погружаться в лагичскую действительность легко, приятно и естественно. Поначалу, когда в ногах, руках и голове еще гудит ритм большого города, развлекает экзотический антураж – мощеные улицы, лавки, наполненные невероятной красоты вещами, сделанными местными ремесленниками. А потом вас просто затянет внутрь жизни Лагича. В другую жизнь.
По одной из версий, предки нынешних жителей Лагича пришли сюда, в горы Большого Кавказа, в IV–V веках из иранского Лагиджана провинции Гилан. Отсюда и название.
Востоковед Владимир Федорович Минорский в своей книге «История Ширвана и Дербенда в X–XIвв.» предполагает, что расположение и название современного Лагича соответствует княжеству Лайзан, упоминание о котором встречается в источниках с IVвека нашей эры.
Местные жители называют себя татами, между собой говорят на своем языке, наречии новоперсидского языка, в основе которого фарси, с жителями долины – на азербайджанском и считают себя коренными жителями Азербайджана. Имеют на это право после стольких-то веков. Не забыли здесь и русский.
Говорят, внешний облик Лагича не сильно изменился с древних времен. И это совершенно поразительно. Лагич создан по принципу города: центральная улица, от которой в стороны идут второстепенные.
Здесь восемь кварталов-районов, в каждом из которых есть площадь и родник. Раньше в каждом районе были свои мечеть и баня, сейчас жителей стало меньше, остались одна действующая мечеть и две бани, одна из которых недавно закрылась на ремонт. В работающей четыре дня в неделю – мужские, два – женские. Женщины не ропщут: мужчины пачкаются быстрее.
С давних времен мастерские медников и кузнецов были связаны с их домами: из мастерской был выход в дворовую часть. Многие старинные жилища сохранились до наших дней. Дома, которым больше 200 лет, почти на каждом шагу, и за прошедшие годы в архитектуре Лагича значительных изменений не произошло. Свободной земли тут мало, кругом горы, и новый дом строится обычно на месте старого.
Планировка традиционная, проверенная веками: в стенах делаются ниши разных размеров (тахча, джомохатан) и стенные полочки (рэф), на которые ставят декоративную посуду, вазы и красивые вещи, которые нужны не каждый день. В каждом доме непременно есть небольшая встроенная в стену «оваро» – баня, предназначенная для обязательного ритуального омовения «гусл». Дома в Лагиче в большинстве своем двухэтажные, реже – одно-, трехэтажные. И прежде, и теперь они строятся из местного серо-белого булыжника.
Под улицами Лагича, мощенными камнем, проходит канализация. Никто из нынешних жителей не знает, куда она выходит, говорят, куда-то далеко в ущелье. Выход ее на поверхность не находили ни пастухи, ни охотники, ни собиратели трав. За века существования она ни разу не ломалась, исправно вынося из Лагича неизвестно куда все лишнее.
Медное производство в Лагиче было развито так хорошо, что сделанные лагичскими ремесленниками вещи, оставаясь предметами быта в самом Лагиче, становились экспонатами музеев в других местах. Коллекции медной посуды из Лагича, хранящиеся в фондах музеев Азербайджана, Грузии, России, Франции, Германии, насчитывают до 80 разнообразных предметов медной утвари. Многие из них делают в Лагиче и сегодня.
Историки свидетельствуют, что в XIX веке в Лагиче существовало около 200 медных лавок, расположенных по обе стороны улицы. Это был «мисгяр базары» – «базар медников». Мастерские были устроены таким образом, что в них можно было и работать, и выставлять для обозрения готовые изделия, и конечно, продавать их. В домах, построенных на главной торговой улице, первые этажи отведены под мастерские или торговые помещения.
К концу XIX века в Азербайджане появилось большое количество дешевой фабричной продукции, привезенной из России. И сегодня почти в каждой мастерской Лагича можно найти старинные самовары: и отреставрированные, и совсем старые, дожидающиеся своей очереди на вторую жизнь. Мастерские начали закрываться, мастера – уезжать в другие районы Азербайджана, рассеиваться по всему Закавказью, неся в мир свое сокровенное умение.
Сейчас Лагич – историко-культурный заповедник, охраняемый государством. Он включен в международный туристический маршрут, проходящий по Великому шелковому пути. Сюда приезжает множество туристов из разных стран мира, и суббота и воскресенье – самые рабочие дни. Быть туристом тут интересно: есть на что посмотреть и что увезти с собой.
Но чтобы понять Лагич, нужно остаться и прожить здесь часть своей жизни. Пусть даже несколько дней. Гостиницу только начали строить, но частный сектор предоставляет большие возможности для постоя.
Если решите остаться, то, приехав в Лагич, первым делом пойдите в местный краеведческий музей. В информационном центре музея расскажут, у кого можно остановиться и где поесть. В самом музее бережно хранят изделия старых мастеров и воспоминания о знатных соотечественниках. Когда-то здесь была мечеть, и это одна из самых высоких точек Лагича. Если будет время, заберитесь сюда ночью – смотреть на звезды и на Лагич.
Сняв комнату, оставляйте вещи и идите бродить по улицам. Торопиться теперь некуда. И дел совсем никаких.
Вечером можно пойти в баню. Ужинать – в одном из местных ресторанов: столики раскиданы по большой поляне прямо под деревьями.
Утром нового дня – опять бродить по Лагичу и окрестностям. Заходить в лавки и смотреть, как работает мастер. Как сначала он рисует узор на поверхности предмета карандашом. А затем набивает на рисунок проволоку – медную или оловянную либо ту и другую.
Результат зависит от глубины резца на инструменте, силы удара, толщины проволоки и, конечно, настроения мастера, а потому ни одна вещь в Лагиче не похожа на другую. И найти одинаковые узоры почти невозможно.
А у диковинных зверей и птиц на лагичских тарелках и чашках иногда обнаруживается вполне человеческое выражение лица.
Вероятнее всего, скоро к вам привыкнут и начнут предлагать чай. Вечером, возможно, уже позовут ужинать. Соглашайтесь.
После ужина – на мост через Гирдыманчай, огромное бетонное сооружение, куда на заходе солнца приходят на людей посмотреть, себя показать и пообщаться.
Ночью улицы Лагича превратятся в совсем уже сказочные декорации, а в небе – совсем низко, над головой – включат огромные звезды. И станет абсолютно ясно, что Земля – круглая, космос – близко, а душа – бессмертна.
Статья опубликована в журнале «Баку» № 6 в 2008 году.
В 2015 году медное производство Лагича вошло в составляемый ЮНЕСКО список нематериального культурного наследия человечества.
Еще в Исмаиллинском районе:
Хранители тайны: музей кялагаи в Баскале и его основательница Рена Ибрагимбекова
Облако-рай: три дня в деревне Ивановке, где живут молокане
Текст: Мария Тимирбаева
Фото: Алексей Кузьмичев