Найти в Дзене
Кино и книги

"Молодой человек в плохой компании": 3 советских фильма о подростках, попавших под влияние уголовников

Оглавление

Была в советском кинематографе такая тема: предостережение молодежи от плохих компаний, особенно от влияния преступников, не собирающихся "завязывать". Она развита, например, в "Деле пестрых" 1958 г., где зловещий рецидивист "Папаша" прямо-таки массово вербует молодежь в ряды уголовников.

Предлагаю вспомнить несколько фильмов похожих, но не настолько известных.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Стучись в любую дверь" 1958 г.

На круглом лице начальника детской комнаты милиции Пяткина читалось безнадежное утомление. Перед ним на коньках и с клюшкой стоял нарушитель. На вид хоккеисту было лет десять-одиннадцать. В приоткрытую дверь заглядывали сообщники.

- Осознал? - не в первый раз спросил Пяткин.

- Да не я это! - привычно откликнулся нарушитель.

- Ну постой еще.

Одновременно с допросом Пяткин вводил в курс преемника. Капитан Сушков, демобилизовавшийся из армии и присланный по направлению райкома, смотрел на пацана с сочувствием. Пяткин пугал новичка трудностями службы. Он уходил работать в школу, по профилю образования: хоть зарплата меньше, зато спокойнее.

Кадр из фильма "Стучись в любую дверь". Пяткин (Юрий Медведев), Сушков (Александр Граве).
Кадр из фильма "Стучись в любую дверь". Пяткин (Юрий Медведев), Сушков (Александр Граве).

- Осознал?

- Да не я это! - периодически повторялось, перебивая ход рассказа. Из-за двери слышались поддерживающие возгласы.

- Товарищ Пяткин, по-моему, он уже все осознал. Давайте отпустим! - вмешался Сушков.

Либерализма в отношениях с контингентом Пяткин не приветствовал, но, в сущности, какое ему уже было дело? Нарушитель, влившись в свою компанию, радостно покинул неприятную организацию, так и не признавшись в разбитии окна и напоследок выпросив обратно шайбу.

- Да будь моя воля, я бы всех этих головорезов в колонию бы укатал! Все они у меня здесь, голубчики, - откровенно поделился увольняющийся милиционер и вытащил папки с делами на особо злостных.

- Краснушкин Геннадий сорок первого года рождения, - представил он первого претендента в колонию. "Отец погиб на фронте, мать работает проводником на железной дороге. Два года сидит в восьмом классе, имеет три привода за хулиганство", - дочитал Сушков.

Краснушкин Геннадий, стройный семнадцатилетний юноша в новом пальто и легкой по зимней погоде кепке, носился с приятелями по двору, следя за полетом чужих голубей. Мать в нем души не чаяла, тратила на сына большую часть заработка и рьяно защищала его от соседей, но поезда слишком часто увозили ее из дома.

Если нет отца, находится другой авторитет. Им для Генки стал знакомый шофер Прохоров. Впрочем, водителем он, как выяснилось позже, работал для прикрытия. Скоро этот притягательный опасный человек стал источником Генкиных бед и проблем капитана Сушкова.

Кадр из фильма "Стучись в любую дверь". Человек ,подобравший щенка, не может быть плохим, а это Генка со щенком, хоть того и не очень видно.
Кадр из фильма "Стучись в любую дверь". Человек ,подобравший щенка, не может быть плохим, а это Генка со щенком, хоть того и не очень видно.

Фильмы конца 50-х - 60-х годов привлекают оптимальным сочетанием живости образов с динамикой действия. Все ясно, четко, достаточно глубоко по проблематике и интересно по сюжету. Да и множество прекрасных актеров снималось тогда в расцвете творческих сил.

Прежде всего, Вячеслав Подвиг - начинающий, юный, красивый. Нигде, по-моему, он не был так хорош. Его герой прогибается и дрейфит перед криминальным типом чуть ли не до конца картины, но его все равно прощаешь из-за молодого обаяния и трогательно-неловкой первой любви.

Предмет ее, прелестная Люся, не лишена той же инфантильности и путаницы приоритетов, что губят ее поклонника. Самодеятельность - это прекрасно, но маленький брат сидит без ужина. То есть уже не сидит, ему нашли компанию. Кажется девушке тоже повезло встретить Сушкова раньше, чем какого-нибудь Прохорова.

Кадр из фильма "Стучись в любую дверь". Люся (Людмила Карауш).
Кадр из фильма "Стучись в любую дверь". Люся (Людмила Карауш).

Александр Граве (Сергей Сергеевич Сушков) на фоне сочных образов, созданных Валентиной Телегиной (мать Геннадия), Юрием Медведевым (Пяткин), даже не вполне убедительным Михаилом Ульяновым несколько проигрывает. Ульянову же отрицательные роли, по-моему, не идут. Пока страшен по сюжету - все в порядке, но положительную харизму никуда не спрячешь. Его Прохоров слишком органичен в хорошем отношении к ребятам, пока опекает их и не показывает истинного лица.

Нельзя не отметить постоянных спутников Краснушкина в исполнении Владимира Кулика (Димка) и Валерия Носика (Нос). Последний снимался впервые, но уже заметен. Пару неудачных моментов в картине я все-таки нахожу: поставить Андрейку "на стреме" - решение недостойное бывалого рецидивиста и драка на равных юнца с крепким мужиком не очень убедительна.

В съемках принимали участие: Володя Еронин (Андрейка), Виталий Коняев (Алексей Громов), Татьяна Гурецкая (учительница Геннадия), Лариса Жуковская (подруга Димки), Евгений Тетерин (Владимир Владимирович, подполковник милиции), Юрий Фомичев (директор мебельной фабрики) и другие актеры.

"Ваня" 1958 г.

Под грустную музыку взгляд камеры скользит с женского пальто на вешалке и упавшего шарфа по недостроченной ткани на швейной машинке, на стул с лекарствами у раскрытой постели, кислородную подушку на ней, к портрету на стене. Умерла женщина. Хороший человек, любимая учительница, любящая мать. Сын-старшеклассник плачет на диване. Его успокаивает пожилой дядя, уговаривает Ивана идти к ним с теткой. Уговорил.

Дядя, конечно, - человек добрейшей души но узкого мировоззрения и слабого характера. В доме правит тетка - ядовитейшая баба. Как следует принимать людей она отлично знает и соблюдает все традиции, не забывая подпускать язвительные шпильки. Иван же - прекрасно воспитан, но видно, что раньше горя не знал, а если и встречал плохих людей, то этого не замечал. Характер ему, при твердо воспитанных принципах, словно от дяди достался.

Кадр из фильма "Ваня". Анна Васильевна Медведкова, тетка Вани (Ольга Викландт).
Кадр из фильма "Ваня". Анна Васильевна Медведкова, тетка Вани (Ольга Викландт).

Если причиной падения героя предыдущего фильма была тяга к красивой жизни и распространенная в молодости гордыня, то Ивана подвела чувствительность и доверчивость вместе со слабоволием. Сказал: "Не пью!" - напился, взялся решать проблемы сам и дальше решения взять взаймы деньги без спроса самостоятельности не хватило.

А ведь Иван почти не виноват. Участвовать в преступлении он отказался сразу, хотя упреки в подставе, с его стороны, тоже не совсем справедливы. При всем моем неуважении к антигерою Юрия Саранцева, украсть он украл, но как поступит Иван и его родня прогнозировать не мог.

Кадр из фильма "Ваня". Иван (Лев Жуков), Яшка (Юрий Саранцев).
Кадр из фильма "Ваня". Иван (Лев Жуков), Яшка (Юрий Саранцев).

Картина так лирична, чувствительна и даже, местами, сентиментальна, что я поинтересовалась не женщина ли режиссер. Нет - двое мужчин: Анатолий Дудоров и Аркадий (Арон) Шульман. Конечно, отчасти такой оттенок истории придает характер главного героя, но и постановка очень эмоциональная.

Исполнитель роли Ивана Татарникова Лев Жуков - незаслуженно неоценный кинематографом актер. Снимался, но даже эта, самая популярная в его работа, забыта. Работал в театре и в дубляже, часто озвучивал Жана Маре в частности. А кто его знает? Судьба артиста сложилась невесело, а роль, по-моему, сыграна очень талантливо.

В картине снимались красивые актрисы Наталья Защипина (Лена Крыльцова), Раиса Куркина (Клавдия), но самой впечатляющей ее героиней остается тетка-злодейка в исполнении Ольги Викландт.

Друг-предатель Паша (Дмитрий Гошев), по-моему, впечатляет больше прямого преступника. Яшку разоблачат и посадят, а Паша, духовный собрат Ромашова из "Двух капитанов", - непотопляем. Саня Григорьев говорил, что Ромашова считали подлецом, но он был свой, домашний подлец, привычный.

Толстячок Паша - такой же. Его обличат, выразят возмущение, изгонят и опять примут в компанию. Паша не переступит черту уголовно наказуемых действий, так и будет регулярно гадить по мелочам.

Кадр из фильма "Ваня". Паша (Дмитрий Гошев).
Кадр из фильма "Ваня". Паша (Дмитрий Гошев).

Как всегда приятно выглядит Иван Дмитриев (Крыльцов). Играл человек почти всегда начальников и вносил собственную интеллигентность в каждую роль.

В картине заметна красивая операторская работа. Любой произвольно взятый кадр эстетичен.

Снимались: Лев Дуров (Саша), Григорий Белов (Гаврила Медведков), Лев Перфилов (Федор), Сергей Филиппов (милиционер), Юрий Лебедко (Илья) и другие.

"Случайный адрес" 1972 г.

История искушений двух друзей: мажора Женьки Мишуты и детдомовца Славки Гунько. У первого - богатая квартира, папа-археолог, заботливая мама, у второго - никого и ничего. Объединила их, кажется, только жажда самоутверждения, взаимопонимания и еще детская доброта. Друзья были неразлучны, делились всеми чувствами и мыслями.

Кадр из фильма "Случайный адрес". Женька (Игорь Шкурин).
Кадр из фильма "Случайный адрес". Женька (Игорь Шкурин).

Не нанесена на карты эта точка,
Нет у точки широты и долготы,
В синем море над волною дремлет бочка,
А на бочке – я и ты.

Получается всё просто и непросто.
Над пучиною, в просторах голубых
На двоих у нас с тобою целый остров,
Целый остров на двоих.
(Музыка Е. Зубцов, слова В. Суслов "Остров на двоих").

Упомянутая большая бочка плавала в Черном море у побережья Севастополя и являлась постоянным местом встреч. Там друзья обсуждали все, что в голову взбредет, в том числе изумительно дурацкую идею, ставшую первым звеном в цепи их несчастий.

Кадр из фильма "Случайный адрес". Славка (Валерий Провоторов).
Кадр из фильма "Случайный адрес". Славка (Валерий Провоторов).

Славка, увлекавшийся электротехникой, нашел способ отключать сигнализицию. В сарае - получилось, но это не круто. Круто было бы поверить на настоящем охраняемом объекте, в качестве которого выбрали городскую пельменную. Не ради выгоды, по приколу. Поспорили на то, что проигравший все лето кормит победителя мороженым.

С инициаторами в пельменную притащился десяток разновозрастной мелюзги. Празднование победы вылилось в бой пельменями и пожар, вспыхнувший по неосторожности. Милиция застала одинокого Гунько за тушением огня. На год в колонию он улетел, по-видимому, из-за того, что поручиться за детдомовца было некому.

Там новичок получил кличку "Молчун" и потому что никого на следствии не назвал, и из-за неразговорчивости в целом. Характер его оценили и при выходе на волю дали адресок к деловым людям. Славка считал, что и так нахлебался достаточно, но снова разумно промолчал, да и не очень поверил в то, что в его чудесном городе может быть какое-то бандитское гнездо.

Он мечтал о жизни самой заурядной: учеба, работа, дружба. Другу после радостной встречи он и сказал вскользь про адрес. Мол, ерунда, в Севастополе и улицы такой нет. Кто же знал, что скучающий мажор вдохновится очередной авантюрой и разыщет полуснесенную улицу? На ней осталось два дома. В одном, как у Пушкина, жили старик со старухой. Женька пошел проверить второй, двери отворились и появилась "Она". Блондинка-мечта.

В шестнадцать лет это может произвести полное отключение ума. Как данном случае и произошло. Помните, Жеглов говорил про квартиру для связи, мол, сидит там старушка - божий одуванчик, а в некоторых местах может сидеть вот такая, как выражался Бендер, "фемина".

Кадр из фильма "Случайный адрес". Лялька (Елена Аминова).
Кадр из фильма "Случайный адрес". Лялька (Елена Аминова).

В идеологической составляющей фильма, снятого в 70-е, есть уже какая-то натужность. Речь персонажа Петра Глебова об ответственности рабочего звания, на мой взгляд, любой подросток счел бы скучным воспитательным приемом . Коллектив бригады судостроительного завода, куда приходит Славка, чересчур положителен.

Возможно поэтому сценарист вставил ряд неудачных шуточек со стороны новых знакомых по поводу прошлого Гунько, на которые тот периодически обижается, а то слишком бесконфликтным получилось бы его вливание в коллектив.

Несмотря на слишком однотонные краски в изображении большинства персонажей, картина не становится пресной. Оба главных героя, Женька (Игорь Шкурин) и Славка (Валерий Провоторов) выглядят естественно и искренне, Лялька (Елена Аминова) - хороша и завлекательно коварна. Актер Сергей Иванов в роли неудачливого стажера, пришедшего работать в милицию, как всегда, чудаковато обаятелен.

Из ляпов бросилось в глаза неубедительное нападение девушки на крепкого пятидесятилетнего мужчину и, пожалуй, слишком малое количество разыскиваемых "Волг" в Севастополе. Зато город показан прекрасно и звучит замечательная песня.

И вновь много хороших известных актеров: Петр Глебов (Иван Куприянович, бригадир), Всеволод Сафонов (подполковник милиции Тимаков), Александр Милютин (Костя), Константин Степанков (тренер Чиряев), Екатерина Крупенникова (мать Женьки) и другие.

На этом я заканчиваю. Приятного просмотра! Предыдущий обзор фильмов о борьбе с преступниками: "Происшествия на дорогах": 3 остросюжетных советских фильма с участием водителей и пассажиров".

-12