Найти тему
Кино и книги

"Происшествия на дорогах": 3 остросюжетных советских фильма с участием водителей и пассажиров

Оглавление

Продолжая вспоминать шоферскую тему в советском кино, я нашла еще три не самых известных фильма, которые, по-моему, следует посмотреть. События в них, так или иначе, пересекаются с криминалом, но, если первый ближе к боевику, то два других тяготеют к социальной драме, а, впрочем, судите сами.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Схватка в пурге" 1977 г.

Рейсовый автобус, который вел круглолицый веселый шофер Миша, шел по расчищенной от снега лесной дороге. Жизнь почти всех его пассажиров была, так или иначе, связана с крупным строительством, развернувшимся в приполярной тайге.

Кадр из фильма "Схватка в пурге". Это Миша (Олег Анофриев) - не самый главный, но все же герой.
Кадр из фильма "Схватка в пурге". Это Миша (Олег Анофриев) - не самый главный, но все же герой.

Ехала на электрическую подстанцию аварийная бригада. Возвращалась к цивилизации уволившаяся со стройки молодой специалист Галина. Человек, с которым, несмотря на близость, не сложилась ее личная жизнь, тоже сидел в салоне и вез служебные документы.

Федор Игнатенко собирался проведать теплицу, бывшую яблоком раздора между ним и директором стройки. Тот недолюбливал "хитрого хохла", тащившего с производства списанное оборудование для своего любимого детища.

Ехал в автобусе и пожилой прокурор, возвращавшийся с расследования дела о гибели геологов и пропаже найденных ими драгоценных камней. Смерть была признана несчастным случаем, а судьба образцов осталась неизвестной. Подозреваемого Максуда Шакурова, рабочего со стройки, бывшего уголовника, пришлось отпустить.

Обиженный Максуд уволился, отгулял с товарищами проводы и теперь тоже находился здесь. Рядом с ним, внешне спокойный и рассеянный, сидел человек в белом тулупе и легкой кепке. Кроме Шакурова его знал в салоне только один человек и только он был в курсе того, какой опасный сюрприз ожидает пассажиров.

Кадр из фильма "Схватка в пурге". Чужак (Валентин Гафт), Максуд (Константин Захаров), Игнатенко (Виктор Павлов).
Кадр из фильма "Схватка в пурге". Чужак (Валентин Гафт), Максуд (Константин Захаров), Игнатенко (Виктор Павлов).

Автобус затормозил при виде засевшей на обочине служебной машины директора стройки Владимира Ивановича Глухова. Вскоре он присоединился к своим подчиненным. Темнело, поднялся ветер, начиналась пурга. Она тоже удачно укладывалась в преступный план незнакомца в белом тулупе и его сообщника.

Эта малоизвестная, но очень динамичная картина несколько напоминает голливудские боевики. Как и в них герои совершают чудеса храбрости и ловкости, выбираясь из смертельно опасных ситуаций. Как и там преступники отличаются жестокостью и цинизмом. И, наконец, я не знаю больше ни одного советского фильма, в котором положительный герой, партийный человек, ответственный производственник убивает врагов, можно сказать, варварским способом.

Кадр из фильма "Схватка в пурге". Директор стройки Владимир Иванович Глухов (Леонид Марков).
Кадр из фильма "Схватка в пурге". Директор стройки Владимир Иванович Глухов (Леонид Марков).

Роли крутых и сильных личностей всегда удавались Леониду Маркову. В образе властного руководителя, охваченного жаждой мести за вынужденное подчинение преступной воле, он выглядит совершенно органично. Марков - хорош, но не удивителен в привычном амплуа. Поражает своим актерским диапазоном Виктор Павлов.

Его Федя Игнатенко раскрывается, по-моему, даже не столько в борьбе с бандитами, сколько в той самой теплице, увлечение которой вызывает неприязнь одних и приятельские подколки других его знакомых.

Из жестокой морозной тьмы герои внезапно попадают в земной рай. Авария оставила поселок без электричества, а в теплице Феди тянутся к свету растения, есть где чайничек согреть, койка для раненого найдется и одежда теплая. Так все предусмотрительно сделано и запасено.

И начинаешь понимать, что Федя, в самом широком смысле - строитель, устроитель жизни, созидатель, обживающий край вечной мерзлоты, устраивающий его для людей. Ведь не только производственные мощности нужны, но и букет к рождению сына, подаренный им одному из второстепенных персонажей.

Ну и, разумеется, шикарный Валентин Гафт - злодей-рецидивист, умеющий играть словами и пропагандирующий жестокость, как превосходство: "Думаешь сильный, начальник? Я сильнее тебя - я в друга своего стрелял, а ты через ее кровь не переступишь".

В общем, фильм режиссера Александра Гордона полон захватывающих событий, предвещаемых шутливой песенкой аварийщиков:

Жить по-нашему попробуй,

Наш девиз довольно прост -

Ухвати судьбу за хобот,

Не хватай ее за хвост. (сл. Михаила Ножкина).

Еще в нем звучит очень красивая музыкальная тема (композитор Николай Сидельников) и Максуд (Константин Захаров) зажигательно танцует лезгинку.

В остальных ролях: Нина Попова (Галина), Геннадий Корольков (Игорь Лужин), Сергей Яковлев (Арсений Павлович, прокурор), Олег Анофриев (Миша), Владлен Паулус (Мирон, рецидивист), Евгения Сабельникова (Лена), Борис Бачурин (Саша), Александр Пятков (Микола) и другие.

"Гонка с преследованием" 1979 г.

С утра Клавдия Чекмарева почувствовала, что муж возвращается домой, хотя на дворе была суббота, а Степан обещал приехать в понедельник. Он, и правда, успел к началу выходных. Гнал грузовик-рефрижератор в предвкушении бани, охоты, ну и стопочку под хорошую закуску было бы не грех пропустить, но настроение, словно сговорились испортить.

Сначала тормознул участковый Глеб Сиромаха. Придирался, но это ожидаемо - Клавдии прежний ухажер. До сих пор злится, что бывший детдомовский друг невесту увел. Потом послышались выстрелы со стороны лесного болота. Понаехали охотнички, а у Степана там - любимое место. И, наконец, остановило начальство.

Кадр из фильма "Гонка с преследованием". Ну вот же прицепился!
Кадр из фильма "Гонка с преследованием". Ну вот же прицепился!

Прилетела спецрейсом какая-то баба, привезла рыбью молодь для выпуска в дальнее озеро, а спецмашина из района не пришла. Мальки дохнут от жары и теперь он, Степан, должен всех выручать. До озера - три дня пути, а у него законные выходные. Чекмарев бы, может быть, поломался и согласился, но эта ученая Шубина стала предлагать японские часы и Степан вспылил, что ж его жлобом считают?

Дома было хорошо, тем более, что явился напарник, у которого, наоборот - все плохо. Леха, поругавшийся с молодой женой, с завистью хвалил чекмаревский быт: дом, хозяйство, детей, красавицу Клавдию. Степан, собственно, и сам так считал, но, когда со стороны признают - тем более приятно. После ухода гостя, пообсуждали его неурядицы и едва не съехали на бывшие свои: вспомнился роман Клавдии с Глебом.

Вовремя явилась заспанная Катька и начала упрекать, что обещали отвезти к бабушке с дедушкой. В поездку к родителям жены Степан захватил ружье. Решил все же поискать дичь на постоянном месте охоты. Стемнело. Катька спала в кабине. Крики гусей Степан услышал издалека и подкрался к открытой воде. Подбив птицу, пошел искать добычу и натолкнулся на труп нездешнего парня. Видно один из тех, приезжих охотников, случайно попал под выстрел.

Чекмарева охватила паника. Притащил тело к машине, но тут прибежала собака убитого, ей заинтересовалась проснувшаяся дочка. Степан поскорее отвез Катьку тестю, а когда вернулся - на месте была милиция. Он незамеченным вернулся домой, рассказал что случилось Клавдии и жена уговорила, что все обойдется, ведь никто не видел. Надо вести себя как всегда, а лучше на время уехать. Ведь приходили же за ним, надеялись, что отвезет рыбу на озеро, вот и надо соглашаться на этот рейс.

Я встречала о сюжете фильма негативные отзывы. Мол, какие претензии к герою? Сильный мужик, хозяйственный, работник, это все - пропаганда, чтобы не думали о личном достатке и не жили хорошо. Критики словно не замечают, что Степан - вовсе не образец сильной личности. Тянет его то туда, то сюда. И собственнический эгоизм пророс, и совесть еще есть. Чем-то он напоминает Федора Савельева на переломе судьбы, когда страшного за ним ничего еще нет, а, как говорил Кафтанов, "в душе уже напутано".

Так и с Чекмаревым. В родной детдом, где от прежнего состава осталась одна полуслепая нянька, никогда не заезжал, а ведь может быть помощь была нужна. Женился, как следовало из его признаний, тоже некрасиво. И друга обманул, и жену принудил. Только, в отличие от героя "Вечного зова", видно, что повернет он все таки к свету. Потому что
встретил странную девушку Шубину, которая живет на перекладных, ест что попало, философски принимает неудачи и в лепешку разобьется ради своих мальков.

Да, конечно, смешно, когда она кричит, что они живые (как герой Табакова из "Шумного дня"), но почему-то мне представляется, что Шубина, пока выращивала свой гибрид № 102, ночей не спала, температуру воды мерила, корм подбирала, огорченно считала убыль и для нее эти рыбки почти что - собственные дети. И как-то уже не смешно. И так она относится ко всему.

Поэтому вытаскивает пьяного Степана из драки с геологами, ведет за него машину, слушает его ночную исповедь, хотя попутчик ей не очень нравится. Да, она бывает резка, она вообще - прямая. И что меня подкупает, не стесняется быть собой, хотя ей, наверное, не раз говорили, что она - чудная, даже в своей, интеллигентской среде.

Кадр из фильма "Гонка с преследованием".  Чекмарев (Михаил Голубович), Шубина (Любовь Виролайнен).
Кадр из фильма "Гонка с преследованием". Чекмарев (Михаил Голубович), Шубина (Любовь Виролайнен).

В общем, и Михаил Голубович (Чекмарев) и Любовь Виролайнен (Шубина) отыграли свои роли прекрасно. Красавице советского кино Людмиле Чурсиной досталась героиня смутная и не вполне раскрытая, но женское обаяние актрисы преодолевает все.

Хочу отметить также чудесно переданный народный быт, где все друг другу свои, ярко выраженный, например, сценой в придорожном кафе. С читающей девочкой за прилавком, компанейским старичком и замечательной необъятной теткой-официанткой (Официантка: "Ну, ты, чего сидишь, забирай своего!" - Шубина: "Моего????!!!!!"). Причем драка ничуть не мешает свойским отношениям: вчера подрались, сегодня об этом вспоминаем с юмором и другу помогаем - не чужие же люди!

Замечательная музыка, добавляющая глубины развернувшейся драме (композитор Евгений Крылатов). Бесподобно красивые места (окрестности села Кага Белорецкого района на Урале). И философская цитата от Шубиной: "Если вам кажется, что ситуация улучшается, значит вы чего-то не заметили" - следствие из 2-го закона Чизхолма (шутка).

В фильме также снимались: Николай Пеньков (II) (лейтенант милиции Глеб Сиромаха), Сергей Бачурский (Лешка, шофер-напарник Чекмарева), Марина Аничкова (Люся, жена Лешки), Георгий Светлани (дед в кафе), Любовь Ливанова (официантка) и другие актеры.

"Дорога в ад" 1988 г. 2 серии

Этот фильм снимался в период перестройки. Основная его тема - захлестывающая страну наркомания. Картина начинается с документальных кадров о наркоторговле, употреблении адского зелья и его последствиях. Шоферы и дорога появляются в сюжете не сразу, но, играют в нем решающую роль.

Итак, некто Борис Левицкий, ухоженный и упакованный джентльмен средних лет (его официального социального положения мы не узнаем), руководит сектором сети распространения наркотиков. В его распоряжении находится подпольная лаборатория, перерабатывающая сырье из конопли и мака и молодежная команда сбытчиков, толкающая товар среди сверстников. Рядовые торговцы тоже сидят на игле.

Кадр из фильма "Дорога в ад". Левицкий (Владимир Коренев), его любовница Марина (Ольга Сизова).
Кадр из фильма "Дорога в ад". Левицкий (Владимир Коренев), его любовница Марина (Ольга Сизова).

Основным местом продажи служит кооперативное кафе с выразительным названием "Красный мак". Там же снимают клиентов проститутки, занимающиеся этим, в основном, ради очередной дозы. Правой рукой Левицкого является Серж - жестокий и циничный лидер молодежной команды. У него есть загородная хаза, где приобщают новичков. В операциях Левицкого принимают участие его содержанка Марина Нечаева и ее брат Олег, тоже наркоманы.

Руководитель и поставщик Левицкого "Шах" хочет перевести бизнес на транзит импортного гашиша через СССР в Чехословакию. Он живет в среднеазиатской республике, легально - председатель передового колхоза, Герой Социалистического Труда, депутат и чувствует себя защищенным. Левицкий, напротив, волнуется, приезжает на переговоры к уважаемому Кериму Рустамовичу (так зовут "Шаха" в миру), но тот жестко заявляет, что вопрос решен и напоминает Борису о долгах.

Для переработки нового сырья требуется опытный фармацевт. Левицкий планирует приобщить к делу школьную подругу Марины - Катю Руденко, лаборантку из Института фармакологии. Девушка положительная, да и обрабатывать ее некогда, поэтому Катю заманивают на загородный отдых в компанию Сержа и пытаются посадить на иглу насильно.

Кадр из фильма "Дорога в ад". Серж (Игорь Старыгин), Катя (Элина Бардина).
Кадр из фильма "Дорога в ад". Серж (Игорь Старыгин), Катя (Элина Бардина).

Жертве удается сбежать и затормозить на шоссе фуру "Совтрансавто", которую ведут красавчик Алексей и его забавный напарник украинец Паша. Дальнобойщикам приходится вступить в бой, а потом отрываться от погони. После спасения между Катей и Алексеем завязывается роман, а поскольку молодой человек имеет легальную возможность ездить за границу, наркоторговцы, используя шантаж, берутся и за него.

Кадр из фильма "Дорога в ад". Алексей (Степан Старчиков).
Кадр из фильма "Дорога в ад". Алексей (Степан Старчиков).

Я думаю, вы уже поняли, что картина по содержанию и настроению напоминает последнюю серию фильма про "ЗнаТоКов" ("Мафия"), вернее ее предвосхищает. А эпизод с проститутками в отделении милиции явно переработали при создании "Интердевочки".

Только в картине с Еленой Яковлевой основную массу задержанных составляют элитные "жрицы любви", среди которых затесалась начинающая малолетка, а здесь наоборот - в компании уличных девиц с брезгливым видом появляется валютная профессионалка.

Кадр из фильма "Дорога в ад". Нет единства в рядах "ночных бабочек"! Валютная проститутка (Ирина Терещенко), Бондарчук (Нина Кобеляцкая).
Кадр из фильма "Дорога в ад". Нет единства в рядах "ночных бабочек"! Валютная проститутка (Ирина Терещенко), Бондарчук (Нина Кобеляцкая).

История иногда выглядит наивно, но зато в ней дана четкая негативная оценка событий и местами смотреть довольно страшно. Многие из зрителей, увидевших ее молодыми, вспоминают, что после просмотра зарекались избегать компаний, в которых могли появляться наркотики. В общем, фильм свою задачу выполнял, правда как-то быстро исчез с экранов.

Актерский состав буквально рвет шаблоны. Наши любимые исполнители романтических ролей Владимир Коренев (Левицкий), Игорь Старыгин (Серж), Александр Соловьев (Арвис) - сплошные злодеи. К ним еще присоединились Людмила Гурченко (Марта Хольман) и великий танцор Махмуд Эсамбаев (Керим Бакаев, "Шах").

Актеры старой школы, даже когда не блещут, отыгрывают убедительно. Эсамбаев - вылитый криминальный авторитет, а вот молодые актрисы как-то подкачали. Дебютантки Елена/Элина Бардина (Катя Руденко) и Ольга Сизова (Марина Нечаева) очень красивы, но часто переигрывают. Особенно это заметно в совместных сценах.

В фильме много музыкальных вставок с мелодиями восьмидесятых. В титрах звучит, подчеркивающая название картины, заглавная песня композитора Ивана Карабица на слова Николая Добронравова:

Как наша совесть одинока, любая боль бросает в дрожь.
Освобождения до срока уже не ждешь, уже не ждешь.
Ах, эта ночь- осколок бритвы, звенит прощальный листопад.
Не помогли мои молитвы, дорога в ад, дорога в ад!

Нет солнца и жизни нет, немыслимо жить впотьмах.
Мне продан один лишь билет только в ад, только в ад, только в ад.

В остальных ролях: Степан Старчиков (Алексей Северин, дальнобойщик), Борис Щербаков (Владимир Корнеев, директор института), Марис Лиепа (Отто Штиммер), Ромуалдс Анцанс (полковник Гончаров), Давид Бабаев (Анатолий Сорокин), Богдан Бенюк (Павел, шофер-напарник Алексея), Константин Шафоренко (Олег Нечаев) и другие актеры.

На этом обзор можно считать законченным и перейти к просмотру! Предыдущая подборка фильмов о водителях называется: "Крутые дороги и крутые мужики": 3 остросюжетных советских фильма о шоферах".

-11