Найти тему
Мастер Творцов

Кара Уолкер – «Без Названия (Джон Браун)» (1996 год)

Кара Уолкер – «Без Названия (Джон Браун)»
Кара Уолкер – «Без Названия (Джон Браун)»

Критическое восприятие Карой Уолкер (родилась в 1969 году) истории расовых отношений никоим образом не ограничивается исключительно негативными стереотипами. Многие из её самых мощных работ 1990-ых годов нацелены на прославление, и даже освящение всех в истории аболиционизма – движения за отмену рабства и освобождение рабов.

Её явное отсутствие почтения к этим традиционным героям и готовность пересмотреть всю историю по своему усмотрению обеспокоили многих зрителей той поры. Произведение «Без Названия (Джон Браун)» существенно пересматривает известный момент в жизни героя-аболициониста Джона Брауна (годы жизни 1800-1859) – фигуру, отправленную на виселицу за участие в набеге на город Харперс-Ферри (штат Западная Вирджиния, США) в 1859 году, но в конечном итоге всё же прославившуюся за свой просвещённый взгляд на расу.

Удивлённые свидетели рассказывали, что по пути на казнь Браун остановился, чтобы поцеловать чернокожего ребёнка, находящегося на руках его матери. На знаменитой литографии нью-йоркской полиграфической компании «Currier and Ives» Браун героически стоит в дверях тюрьмы, при этом цепями он не скован (что является значительным историческим упущением), в то время как мать и её ребёнок принимают от него поцелуй.

Изображение Уолкер предлагает нам другую историю, в которой покорный и полуобнажённый Джон Браун отворачивается с очевидной гримасой боли на лице в то время, пока прямостоящая, нетерпеливая мать подталкивает к нему своё чадо. Ребёнок с силой тянет обвисший сосок Брауна, ведь его не может питать собственная мать, так как в те времена рабыни были обязаны кормить исключительно белых детей.

Неспособность Брауна обеспечить дитя пропитанием – это сильная метафора недостаточности сопротивления рабству, которое пока всё ещё не закончилось. Кроме того, близкое расположение Брауна с матерью-рабыней и её ребёнком вплетается в намёки на межрасовые сексуальные отношения, намекая нам на ожидание того, что женщины обязательно будут подчиняться ухаживаниям со стороны своих хозяев.

Представляя героические фигуры, такие как Джон Браун, в критическом свете и создавая образы, которые резко контрастируют с традиционной мифологией, окружающей эту встречу, художник просит нас пересмотреть ситуацию – думаем ли мы все о том, что они достойны своего героического статуса.

  • Художник – Кара Уолкер
  • Название – «Без Названия (Джон Браун)»
  • Год создания – 1996
  • Размеры – 45,7 х 38,1 сантиметров
  • Материал – Гуашь сепия
  • Место нахождения – Бруклинский Музей (Бруклин, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)