Найти тему
Юридические тонкости

Женщина отказалась сфотографироваться в салоне связи и осталась без сим-карты: что решил суд

В последнее время поводом посмотреть в объектив камеры для нас все чаще становится не какой-то счастливый момент в жизни, а банальный визит в банк или даже в салон сотовой связи.

Приведу любопытный случай из практики, когда женщина отказалась сфотографироваться при получении сим-карты, а после пожаловалась в суд, что с ней не заключили договор из-за этого.

В один из столичных судов поступил иск от некой гражданки, которая требовала взыскать 50 тысяч рублей компенсации морального вреда с оператора сотовой связи.

Как следовало из ее объяснений, она обратилась в салон для приобретения новой сим-карты к телефону, но ей отказали в заключении договора после того, как она категорически отказалась фотографироваться (т. е. передавать свои биометрические данные для последующей идентификации ее личности).

Ответчик в суде подтвердил, что процедуру сбора биометрических данных граждан в салонах связи действительно практикуют — но только когда с клиентом заключается договор комплексного банковского обслуживания (салон сотовой связи выступал не только от имени непосредственно оператора, но и от одноименной кредитной организации).

В последнем случае к выдаваемой сим-карте подключалась услуга дистанционного доступа к банковским услугам.

При этом клиентам предоставлялась возможность выразить свое согласие на фотографирование путем проставления галочки в тексте договора напротив соответствующей фразы.

Таким образом, ответчик настаивал на том, что не ставил возможность получения истцом сим-карты в зависимость от ее согласия на фотографирование.

Между тем суд все-таки признал вину оператора сотовой связи, поскольку тот не доказал, что довел до потребителя информацию о том, какие виды договоров он предлагает заключить для оказания услуг связи, в каких случаях предусмотрена необходимость фотографирования, а также что салон связи (куда обратилась истец) представляет в т.ч. интересы кредитной организации.

А это является нарушением ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-I.

Поэтому требование о компенсации морального вреда удовлетворили — правда, частично, т. к. заявленную в иске сумму снизили до 500 рублей (Мосгорсуд, определение по делу № 33-414667/2020).

На сегодняшний день закон предусматривает для граждан различные способы, чтобы не допустить необоснованного использования своих персональных данных (в том числе биометрических).

Инструкция о том, как отозвать свое согласие на обработку биометрических данных и подать жалобу в Роскомнадзор (с шаблонами необходимых заявлений), доступна подписчикам моего канала на платформе Boosty.

© Сивакова И. В., 2023 г.