Найти тему
Сквозь время и расстояния

Крымский мост: зависть врагов и символ России

Оглавление

Крымский мост, связавший полуостров с материковой Россией в 2018 году, надолго останется в современном неспокойном мире объектом зависти для недоброжелателей и символом единения Государства Российского. А для людей здравомыслящих Крымский мост - это чудо инженерной мысли и строительного искусства.

Мост состоит из двух параллельных частей - автомобильной и железнодорожной. Протяженность моста - 19 км, из них 11,5 км проходит по суше (в том числе через остров Тузла), 7,5 км - над водой. Самая высокая точка над морем, 35 м - это судоходные пролёты над Керчь-Еникальским каналом. Устойчивость конструкции обеспечивают 595 опор.

Немного истории

Попытки связать полуостров Крым с остальной Россией предпринимались давно. Еще в середине XIX века император Александр II повелел провести путь в Севастополь, независящий от погодных условий, чтобы гарантировать коммуникацию с полуостровом в любое время года. В те годы подобные возможности давало только железнодорожное сообщение. Но реализация проекта затянулась, и первый поезд пришел в Севастополь лишь спустя 20 лет, в 1875 году.

Идея соединить Крымский полуостров с Кубанью через Креченский пролив впервые была озвучена в конце XIX века морским офицером и инженером Владимиром Дмитриевичем Менделеевым, сыном знаменитого автора периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева, в работе «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива», вышедшей в свет в 1899 году.

В начале XX века император Николай II поручил разработать проект железнодорожного моста. Было предложено два варианта строительства: через косу Чушка и через остров Тузла. Планам, однако, не суждено было сбыться: сначала Русско-японская война, затем Первая мировая и череда революций, в результате которых Империя сгинула в небытие, не оставили возможности реализовать задуманное.

К идее навести переправу над Керченским проливом вернулось уже советское руководство в период великих советских строек. Планировалось проложить железнодорожный маршрут от Херсона через Крым, далее по мосту через пролив и вдоль Черноморского побережья Кавказа до Поти. Советская промышленность не могла обеспечить весь спектр снабжения, и часть деталей будущего моста СССР был вынужден заказать за границей. В Германии. А в 41-м началась Великая Отечественная война.

Оккупировавшим Крым гитлеровцам жизненно важен был коридор для продвижения на Кавказ и далее в Иран. Они-то и предприняли первую реальную попытку строительства сухопутного перехода. В июне 1943 года удалось запустить канатную дорогу, которая, по свидетельству рейхсминистра вооружения и военного производства фашистской Германии Альберта Шпеера, «худо-бедно обеспечивала потребности находившейся в обороне 17-й армии». Но реализовать амбициозный проект автомобильного и железнодорожного мостов через Керченский пролив немцы не успели.

Организация инженерного сооружения такого масштаба требует не только огромных материальных затрат, но и времени. Благодаря Крымской наступательной операции частям Красной армии удалось выбить фашистов с полуострова весной 1944 года.

Но интересная деталь в истории моста кроется в том, что проектирование железнодорожного моста советскими инженерами под грифом строжайшей секретности началось еще в январе 1944 года. Параллельно с донесениями разведки о строительстве моста немцами. Для ускорения введения моста в строй еще до освобождения Керчи на восточном берегу Керченского пролива, подконтрольном советским войскам, были начаты подготовительные работы по устройству подходов и эстакад.

Керченский железнодорожный мост. Фото из открытых источников
Керченский железнодорожный мост. Фото из открытых источников

Строительство заняло 7 месяцев, и первый поезд прошел по первому Крымскому мосту 3 ноября 1944 года. Но строители фактически выполнили только возведение основных конструкций, из-за сжатых сроков пренебрегая устройством защитных сооружений. После начавшихся штормов работы пришлось приостановить, а ледоход в феврале 1945 года поставил жирную точку в истории моста, разрушив 32 опоры и обрушив несколько пролетов.

Правительственная комиссия выявила ряд критических нарушений в проектировании и строительстве, большинство из которых связали с авральными темпами работ, потому мост решено было разобрать.

В дальнейшем к идее устройства Керченской сухопутной переправы возвращались неоднократно. В 1949 году Совет министров СССР принял постановление о строительстве моста, утвердив проект, подготовительные работы по которому велись с 1947 года. Но в 1950 году работы были прекращены, и пальма первенства отдана паромной переправе.

Затем в 1970-е годы обсуждалось строительство моста протяженностью 2,5 км. А в 90-е даже был объявлен конкурс на участие в реализации одного из 4-х проектов, но ни один так и не был осуществлен. СССР приказал долго жить, началась другая эпоха, страны дрейфовали в разные стороны, и согласовать межгосударственный проект с непонятным финансированием стало делом весьма проблематичным.

Говорили о том, чтобы связать Крым и Кубань и в начале двухтысячных, но реальный толчок развитие событий получило только в 2014 году.

Новая история Крымского моста

После мартовского референдума 2014 года, по итогам которого Крым стал частью Российской Федерации, вопрос транспортного сообщения с полуостровом встал особенно остро. Украина, контролировавшая подходы к Перекопскому перешейку, фактически объявила транспортную блокаду полуострова, прекратив железнодорожное и автомобильное сообщение по суше. Единственным возможным логистическим путем стала Керченская паромная переправа, крайне зависимая от погодных условий.

Задача связать Россию с Крымом была поставлена Владимиром Путиным Министерству транспорта уже на следующий день после объявления результатов референдума. Прошло время разговоров, пришло время действовать.

При разработке проекта современного Крымского моста пришлось учитывать множество факторов: транспортную инфраструктуру по обеим сторонам Керченского пролива, активное судоходство в акватории Черного и Азовского морей, сложную климатическую обстановку, включая мощные сезонные ледоходы, а также проблемную структуру морского дна. Отдельно встал вопрос обеспечения безопасности стройки, а позже и самого инженерного объекта.

Строительство Крымского моста. Фото из открытых источников
Строительство Крымского моста. Фото из открытых источников

Уже в начале 2015 года была окончена проработка концепции будущего моста и заключен контракт на разработку проекта. На обоих берегах Керченского пролива возведены вахтовые городки, совокупно вмещающие несколько тысяч человек. К подготовительным работам привлечены саперы и археологи - дно пролива хранило много сюрпризов, начиная со времен освоения Крыма греками и заканчивая Великой Отечественной войной. Экологам и океанологом надлежало свести к минимуму ущерб природе от грандиозной стройки.

Спустя год, в феврале 2016 года началось строительство самого моста, которому предстояло стать самым длинным в Европе. Но то была не гонка за рекордами, когда старались "догнать и перегнать", а жизненная необходимость - на кону стояла судьба нового российского региона.

Наверное, Крымский мост стал первой великой стройкой современной России, над которой трудилась, без преувеличения, вся страна. Мостостроители из разных российских регионов, сотни смежников и подрядчиков были загружены заказами, чтобы соединить Крым с Таманским полуостровом. В результате уже 26 апреля 2018 года завершилась укладка асфальта на автомобильной части моста, а 15 мая 2018 г. Владимир Путин провел торжественную церемонию запуска автодорожного моста через Керченский пролив. Следующим утром было открыто движение для легкового транспорта. А в декабре 2019 года запущено железнодорожное движение в Крым. С этого момента положение полуострова значительно улучшилось.

Неофициальным талисманом нового моста стал Мостик. Рыжий кот, появившийся на стройке в 2015 году, да так там и оставшийся.

Кот Мостик. Фото из открытых источников
Кот Мостик. Фото из открытых источников

Вопросы безопасности

Еще на этапе проектирования Крымский мост получил статус стратегического объекта. Потому к обеспечению его безопасности подходили с особой тщательностью.

Я не буду здесь рассказывать о различных силовых подразделениях, включая морскую бригаду Росгвардии, погранвойска, специальные отряды Черномоского флота. Про собственную современную систему ПВО, состоящую из перспективных ЗРК С-400 "Триумф" и "Панцирь-С1", оснащенную средствами радио-электронной борьбы. Про береговые ракетные комплексы "Бал" и "Бастион", рассчитанные на поражение надводных кораблей различных классов, корабельных и авианосных ударных групп и наземных целей. Не буду говорить о подводных "глазах и ушах" Крымского моста, которые должны противостоять диверсантам.

Как показала практика, все они оказались бессильны перед изощренностью нашего противника.

8 октября 2022 года в результате подрыва грузового автомобиля, начиненного взрывчаткой, были разрушены два автомобильных пролёта протяженностью 250 м, и загорелись цистерны грузового поезда на железнодорожном мосту. Погибли несколько человек, в т.ч. водитель фуры, не знавший об истиной природе перевозимого груза.

17 июля 2023 года Крымский мост атаковали два надводных беспилотника - это официальная версия. Пострадало дорожное полотно, погибли два человека - муж и жена, а их несовершеннолетняя дочь с тяжелыми травмами доставлена в больницу.

Справедливости ради надо сказать, что система безопасности никогда не бывает безупречной. Это всегда борьба инженерной и военный мысли: наших специалистов и врага. Но отсутствие крупных атак на объект критической инфраструктуры, которой является Крымский мост, без сомнения, говорит о том, что многие угрозы удалось предусмотреть заранее и пресечь в зародыше.

Однако сам факт совершения теракта говорит о том, что сделано было не все. Многие эксперты сходятся во мнении, что для взрыва необходимо было доставить до места от тонны до полутора взрывчатки, чтобы получить значимый урон. Донести такой объем груза названные беспилотники не в состоянии - не хватит ни топлива, ни мощности двигателя. Возможно, официальная версия просто не отражает действительности, и за ней осознанно скрывается правда - тайна следствия!

Но что бы ни произошло в ночь на 17 июля в районе Крымского моста, умным людям в погонах придется тщательно разбираться. Система защиты дала сбой, погибли люди.

Что будет дальше - покажет время. Мы же верим, что Крымский мост останется символом несгибаемой воли и единения России.

Спасибо, что дочитали до конца.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.

Понравилась статья - с вас лайк)))