Найти тему
FORUMHOUSE

Считаем деньги: как правильно составить бюджет стройки и не влезть в долги?

Оглавление

Подписчик FH c ником MoskOblast уже построил не один дом и рассказал, почему самый важный совет начинающим — финансовый. Вот слова форумчанина:

- Много об этом уже говорилось, но надеюсь, что мой пост всё равно будет полезным. Опять же доводы на основании собственного опыта и друзей, и после строительства нескольких домов.

Финансовая ошибка

Итак, это самая частая ошибка — из-за неправильной оценки расходов. Именно дополнительные траты при стройке выбивают из колеи, создают долги, кредиты и т. д. В итоге это часто приводит к недостроям.

Из-за чего так происходит?

Являясь профессионалом в своём каком-то деле, но не будучи экспертом в стройке, мы считаем, что можем правильно спланировать и оценить са процесс и для этого больших знаний не требуется. Это же не адронный коллайдер и не обсерватория, а просто кирпич, просто газобетон, знаем сколько стоит одна единица товара, цену работы.

Дальнейшие рассуждения обычно такие: на готовый фундамент, к примеру, ставим дом 10 х 10, высотой в 3 метра. Это около 800 блоков газобетона размером 400 х 250 х 600. Знаем стоимость блока, умножаем на количество и получаем дешёвый результат. «Хорошо, – думаете вы, – плюс раствор, это, к примеру, 25 кг на 1 м3, то есть, 50 мешков на дом. Стоимость мешка знаем, умножаем на количество и тоже всё отлично!».

Итого — материал плюс раствор дают нам великолепную цену дома. Но все кругом пугают, что надо добавить + 30% от бюджета на дополнительные расходы, хорошо, добавляем 30% и всё равно видим отличный результат по итогу.

Тут возникает вопрос, то ли вы что-то не так посчитали, то ли все эти статьи про большие расходы стройки — просто фейк и развод доверчивых самостройщиков.

Правильный ответ — вы что-то не так посчитали!

Как считать правильно?

К примеру, мы сейчас говорим только про холодный контур одноэтажника без плит перекрытия, без коммуникаций, без отделки.

1. Цена материалов

Всегда меняется, в зависимости от сезона. Если будете приобретать материал в сезон, то можете смело набросить к стоимости блока 25% сверху. Оптимально закупаться по акциям в декабре-феврале.

2.  Доставка

Узнаем сколько блоков на одном поддоне. К примеру, 20 в поддоне, и в машину помещается, к примеру, 20 поддонов. Итого получается 2 полные шаланды. Узнаем стоимость доставки. Чаще всего шаланда не может подъехать к объекту строительства вплотную, и вам нужен манипулятор, который имеет меньшую грузоподъёмность. Узнаем стоимость одной смены манипулятора. Шаланда есть, манипулятор есть, а кто будет чалить, нужны руки для крепления груза с шаланды на манипулятор и с манипулятора на объект. Ищем руки, узнаем стоимость рабочей силы. В сезон стоимость доставки аналогично увеличивается.

3.  Отдельно считаем сопутствующие материалы по следующей логике:

- для блоков нужна арматура — считаем сколько прутков на дом, узнаём общую стоимость. Добавляем доставку по схеме выше, с учётом, что чаще всего это 6-метровая арматура, и доставка может быть дороже;

- для дальнейшей облицовки или утепления нужны анкеры или базальтовая сетка — считаем стоимость, считаем доставку по схеме выше;

- для кладки первого ряда нужна гидроизоляция и цементно-песчаный раствор — считаем стоимость и доставку;

- для дверных и оконных перемычек — считаем сколько арматуры надо на пространственный каркас для одной перемычки, сколько на ЭППС, сколько бетона для заливки, сколько досок для опалубки. Умножаем на количество перемычек или погонный метр, в зависимости от того, как считали;

- для армопояса — арматура, утеплитель, опалубка, бетон по схеме выше. Так как армопояс должен заливаться сразу по всему объёму, то вероятнее всего — это будет не самомес, а надо заказывать бетон отдельно. Узнаем, к примеру, почём М350 за 4м3 с учётом доставки;

- и т. д.

4. Косвенные расходы, которые важно всегда учитывать:

- если строители опытные, то в первый день стройки вам выкатывает список на А4 всего того, что надо для старта: Х кг гвоздей, Y кг саморезов, шнурка, маркеры, щётки, веники, лопаты, ведра, шланги, насосы, тележки, электроды, свёрла и прочее;

- для замешивания растворов нужна хорошая бетономешалка, а не сломанная дешёвая, по которой пока оформляется претензия/возврат, и стройка остановилась;

- для кладки верхних рядов нужны леса, звоним, узнаем стоимость аренды и доставки (обычно берут на две стороны дома с дальнейшей перестановкой) или закупаем 3 куба досок 200 х 50, узнаём стоимость и доставку;

- песок и гравий на стройплощадке — само собой разумеющиеся атрибуты, узнаём стоимость и доставку;

- про рабочих всё очевидно, что надо обеспечить туалет, бытовку, душ и всё остальное, узнаём стоимость аренды с доставкой.

5.  Дополнительные расходники

Чтобы работать с блоками, нужны перчатки, много перчаток, чтобы пилить арматуру, нужны диски по металлу, много дисков, тоже касается гвоздей, саморезов, плёнки и т. д. Примерно заложите круглую сумму на такие расходы.

6) Далее отдельной таблицей считаем стоимость следующих работ:

- возведение стен с учётом подготовки раствора и возведением лесов за 1м3;

- устройство перемычек за погонный метр;

- устройство дым/вент каналов за погонный метр;

- возведение перекрытия за м2;

- возведение кровли за м2;

- и т. д.;

7.  Форс-мажоры

Не всегда получается так, что рассчитанный объём совпадает с фактом. Отсюда дополнительные расходы на мелкие доставки, когда чего-то не хватает и надо довезти. Это самые дорогие доставки, которые отъедают бюджет. Обязательно заложите круглую сумму на такие форс-мажоры. Не всегда получается так, что вы заказали, к примеру, арматуру сразу для блоков, для перемычек и для армопояса одной машиной и одной доставкой. Иногда материалов может не хватить!

Чтобы избежать стресса, готовьте себя к следующим ситуациям. Очень часто бывает ложное ощущение, что вот сейчас-то вы уж точно всё купили строителям, и им всего уже хватает и можно выдохнуть. Если вас посетила такая мысль, значит, вы купили 85% от требуемого объёма. Да, именно так, и не удивляйтесь, если завтра вам позвонит прораб и попросит срочно что-то докупить, а вы уже уехали с объекта и привезти некому. Классика! Это стройка! Итог, срочная неэффективная доставка.

Итого: суммируем теперь все наши расходы за материалы, доставки, аренды, работы, форс-мажоры и т. д. На заключительном этапе, когда вы всё максимально точно посчитали, учли сезонность, доставку и стоимость работ, то вот именно сейчас к итоговой полученной сумме надо добавить 30%. Вот это и будет примерно вашими расходами!

СОВЕТ! Если денег не хватает, а желание строиться присутствует, то лучше разбейте стройку на этапы и покупайте долгохранимые материалы заранее. К примеру, в первый год фундамент, на второй год купить стеновой материал, но правильно подготовить его к зимовке. Потом докупить необходимые к стройке материалы/приспособления именно с длительным сроком хранения, если есть возможность их где-то хранить (лопаты, ведра, тележки, ЭППС, полиэтилен, щётки, шнурки, перчатки, диски, гвозди, саморезы и подобные изделия).

Тренируйтесь правильно учитывать расходы — это сделает стройку предсказуемой и сэкономит вам деньги и нервы. Надеюсь, для кого-то эти советы будут полезными. Успехов в строительстве!

Мы со своей стороны очень благодарны нашим подписчикам за то, что они находят время и делятся важной информацией. Опыт и рекомендации людей, прошедших путь стройки — на вес золота. А что вы можете добавить к советам форумчанина о финансовой стороне вопроса? Возможно, вы решите, что напишете очевидные вещи. Однако для кого-то они будут невероятно полезными!