Найти тему
Кино-Вед

«Ку» нам всем»

Некоторое время назад в краевой детской и юношеской библиотеке им. В. Слядневой молодые люди предложили поговорить о фильме Г. Данелия "Кин-дза-дза" Сегодня беседа должна состояться. Есть загадка: с чего Э. Рязанов решил снимать кино по устаревшему к тому времени А. Островскому? Что за непонятное зрелище про пацаков накрутил Г. Данелия. И самое главное: как они почувствовали, что подходит конец одной цивилизации и восходит заря другой? Об этом мы сегодня попробуем поразмышлять.

А ниже материалы к , как бы сказать, симпосиону.

Мы будем говорить о когда-то бывшем нашем великом кино и испытывать чувство глубокого удовлетворения от факта, что наше искусство воспринимают люди, которым ни по образу жизни, ни по менталитету, ни по каким-то другим причинам не должны особо нравиться советские фильмы. Но они ими до сих пор восторгаются!

Оставим за скобками признанные шедевры от «Баллады о солдате» до «Андрея Рублева», посмотрим на картины, которые более близки по времени.

Первым по праву следует назвать загадочный шедевр Георгия Данелии «Кин-дза-дза». Я первый раз посмотрел его тридцать лет назад и удивился: классное кино, но «про что?» Зато мой сын, почти ровесник третьего тысячелетия, все понял сразу. Вопрос: как могли авторы предугадать «прекрасный новый мир», в котором мы сегодня живем, во всех деталях, от пустыни до обязательного «ку» и колокольчика в носу, законодательно предписанного для пацаков? (Кстати, слово «ку» совпадает с португальским «cu» - «задница». Его используют для обозначения неприятного человека или ситуации, в смысле примерно равном нашему: Где мы оказались? – В полном «ку».) Потом я залез в историю создания комедии и начал кое-что понимать. Сюрреализм тогдашней обыденной жизни не мог не обеспечить переход от благополучия «золотого двадцатилетия» к миру «Кин-дза-дзы». Вот факт абсурдной реальности, который хорошо лег бы в сюжет ленты: когда фильм был почти снят, к власти в СССР пришёл К. У. Черненко. Чтобы фильм не запретили, сценаристы Данелия и Габриадзе решили как-то заменить «ку», а то оно красноречиво совпадало с инициалами генерального секретаря ЦК КПСС. Стали думать. Выдвигались варианты «ка», «ко», «кы» и все не звучало так вкусно и органично. Пока думали, Черненко не стало. А «ку» осталось.

По сценарию Скрипач вёз чачу. Действительно, с какого перепугу таскать с собой бадью уксуса? Соответственно на Альфу вместо Земли герои попадали из-за того, что перепились и промахнулись. Фильм уже был снят, и тут к власти пришел «минеральный секретарь» Михаил Горбачев, развернулась антиалкогольная кампания и … чачу заменили.

На роль Абрадокса с планеты Альфа планировали пригласить Норберта Кухинке, знакомого по «Осеннему марафону». Но руководство «Мосфильма» запретило снимать его из политических соображений. Действительно, представитель чуть ли не райской планеты – и вдруг гражданин капиталистической страны. Что за намеки? Предположить торжество доморощенного олигархизма в ближайшем будущем не мог тогда ни один сумасшедший, даже сам Чубайс. Поэтому эту роль сыграл сам режиссёр Георгий Данелия, мол, вот вам. Заодно это подчеркнуло иронию по отношению к социальному устройству самой Альфы.

А теперь самое смешное. В фильме чатланин с транклюкатором после фразы «Я скажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ! Пацаки чатланам на голову сели!» уходит по пустыне вдаль. Вновь он появляется только в сцене, где герои открывают эцих. (Забыли, что это такое? Пересмотрите фильм.) В сценарии его роль была более развёрнута. Там его звали Кырр и он, разозлившись на наглых пацаков, из-за которых ему пришлось выстрелить в шар с «последним выдохом» его собственного отца, ушёл из заброшенного катера в город, чтобы транклюкировать доведшего до этого планету господина ПЖ. В городе он взорвал шар с «последним выдохом господина ПЖ», устроил революцию и захватил власть. После чего, его все стали называть «папа Кырр». В сцене с «последним эцихом» герои должны были встретиться уже не с Кырром, а с господином ПЖ, которого посадили в железный ящик. Как вы думаете, мог такой сюжет войти в фильм?

Зато один из критиков разъяснил, что Данелия всех обманул и под маской фантастической истории воткнул Родине в бок едкий антисоветский пасквиль, где "эцилопы" - замаскированные чекисты, а господин ПэЖэ - тот же Сталин. Второй автор, не соглашаясь с первым (честное слово, не может же быть, что все фильмы в мире - про Сталина), дал "современное прочтение": оказывается, "Кин-Дза-Дза" - это история о том, как два "совка" попали в мир нормальных рыночных отношений и там опростоволосились по всем фронтам: за так отдали своё большое сокровище - спички, не смогли заработать денег и вообще, проявили себя как первостатейные простофили, первейшие лохи в этой части галактики.

Когда в 1986 году фильм вышел на экраны, Георгий Данелия пачками получал письма от разгневанных зрителей. "Куда смотрит правительство? На что тратятся народные деньги? Кто позволяет хорошим артистам сниматься в такой ерунде? Как не стыдно режиссёру морочить голову советскому народу?" - такие вопросы были в посланиях. А во время Всероссийской переписи населения 2010 года несколько жителей Курской области сообщили переписчикам, что их национальная принадлежность – «пацак», что и было зафиксировано в переписных листах.

Пепелац, на котором летают герои, делали сам Данелияи художник-постановщик картины Теодор Тэжик. На свалке самолётов нашли Ту-104, с большим трудом отпилили ему хвостовую часть. Тэжик покрыл ее пенополиуретаном и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил умелец с «Мосфильма» Батынков. Кино должно было сниматься в пустыне Каракумы. Аппараты (их на всякий случай смастерили несколько штук разной величины) отправили в Среднюю Азию по железной дороге. Естественно, они потерялись в пути. Стали искать. В накладных кинематографисты честно написали: «Груз - пепелацы». Железнодорожникам откуда знать, что это такое? Нет ничего похожего и все. Директору «Мосфильма» пришлось подключать КГБ. Вообразите себе картину: всемогущее ведомство верных последователей «железного Феликса» отслеживает траекторию путешествий загадочных устройств. Пепелацы были найдены, но лишь через полтора месяца и во Владивостоке. Хорошо еще, что ГБ не возбудило уголовное дело за потерю секретных устройств оборонительного назначения. Чем был бы не сюжет для вполне абсурдной комедии.

В одном из телеинтервью Георгий Данелиярассказал, как на одном из кинофестивалей к нему подошёл американский кинорежиссёр и сказал: «Я видел вашу «Кин-дза-дзу!». Потрясающе! У нас в Америке такие спецэффекты очень дороги. Не могли бы вы нам помочь в этом деле?

— Какие спецэффекты? У нас там не было никаких спецэффектов, — изумился Данелия.

— Ну, как же. У вас же там огромная ржавая бочка летает. Разве это не спецэффект?

Такого случая отыграться за вечное превосходство голливудцев в визуальных технологиях ехидный Данелия упустить не мог. - Нет конечно же, - с невинным видом сказал он. - Нам в министерстве обороны дали гравицаппу, и поэтому пепелац у нас в фильме летает. Напишите письмо в наше министерство — может, они и вам дадут гравицаппу.

Фильм не взяли на кинофестиваль в Италию. Директор сначала не глядя решил включить его в программу, а потом, посмотрев и сверившись с мнением коллег, счел полной абракадаброй и приглашение отозвал…

А теперь главное – мнения о шедевре Георгия Данелия зарубежных зрителей. Испытайте гордость за нашу многонациональную Родину.

Gceomer (Брюссель, Бельгия):

Я просто не могу поверить, что фильм был снят 20 лет назад и никто в США даже не слышал о нем. Я надеюсь, что студия, владеющая правами на фильм, наконец выпустит его на DVD и даст возможность множеству американцев насладиться великим русским шедевром. Сейчас этот фильм найти крайне сложно, так что имейте терпение.

D-V (Сан-Хосе, Калифорния):

Не такая смертельно серьезная, как «Бегущий по лезвию бритвы». Не такая неоновая и кондиционированная, как «Бразилия». Это не Земля, чувак. Это Плюк. Пыль, ржавчина, грязь. Стоит посмотреть непременно. Скажите, выходил ли этот фильм с субтитрами?

Joalogon (Испания):

Фильм практически неизвестен за пределами России, и я иногда думаю: неужели я единственный испанец, который его когда-либо смотрел. Надеюсь, что это не так! Фильм приобрел в России культовый статус и даже проник в местный язык, так что не удивляйтесь, если вы будете идти по московской улице и вдруг увидите двоих друзей, которые приветствуют друг друга криком «Ку!». Или — если кто-то кого-то беспокоит — другую фразу: «Скрипачи! Они не нужны нам».

Justicerulesok (Великобритания):

Лучший из когда-либо сделанных фильмов. Просто он не на английском — только и всего. Я смеялся как ненормальный. Я был поражен тем, на что оказались способны русские. Отношения между главными персонажами и инопланетянами, которые могут сказать только «Ку-ку» — прекрасная иллюстрация того, как многое мы упускаем, когда смотрим фильм не на его родном языке.

Sadgeezer (Престон, Великобритания):

Воистину великий фильм! Жалко только, что для того, чтобы по-настоящему насладиться им, мне пришлось жениться на русской. Бюджет фильма ничтожен, и визуальный ряд дерьмов, тем не менее сценарий и игра просто великолепны. Это малоизвестная русская фантастическая картина, которая должна быть у каждого серьезного коллекционера фантастики. Если вам нравятся передовые фантастические фильмы — это точно должно быть у вас в коллекции.

Что интересно, никому из наших западных друзей «Кин-дза-дза» не показалась «странной». Может, все дело в том, что мы в год выхода на экраны смотрели комедию глазами «совков», а они с точки зрения продвинутых пользователей капитализма?