Найти тему

ОБЗОР ПЛАСТИНКИ: Телониус Монк - Мистереозо (Медодия СССР 1990г.)

Оглавление
Телониус Монк - Мистереозо
Телониус Монк - Мистереозо

Впервые любители джаза смогли познакомиться с творчеством Телониуса Монка после выхода в нашей стране в 1954 году диска «Майлс Девис и гиганты современного джаза». Предлагаемый теперь диск - запись авторского исполнения Монка.

Знатоки джаза, конечно же, хорошо знают Телониуса Монка (1917 - 1982) - одного из пионеров бибола. Поклонники рожденного в начале 40-х годов на легендарных джем-сейшах стиля бибол, развитого после второй мировой войны творчеством Диззи Гиллеспи и Фэтса Наварро, Майлса Девиса и Чарли Паркера, таких пианистов, как Бад Пауэлл и Файнис Ньюборн, говоря о Монке, отмечают в его творчестве стремление избежать стереотипов предшествующих стилей джаза, широкое использование музыки предджазового прошлого: аккомпанемента в манере рэгтайм, свободной фразировки блюзовых гитаристов. В 40-е годы эта «старомодность» казалась любителям и поборникам новаторства в джазе эксцентрикой, наравне с приверженностью Монка выступать в головных уборах причудливой формы.

Признание пришло к Монку лишь во второй половине 50-х, много позже, чем к Чарли Паркеру и к Диззи Гиллеспи. На волне было уже новое поколение боперов («необол» или «хард-боп»), освободившееся от борьбы со стереотипами зашедшего в коммерческий тупик биг-бэндового свинга.

Мистереозо (сторона 1)
Мистереозо (сторона 1)

В 40-х годах в Монке видели лишь автора запоминающихся джазовых тем, и мало кто признавал в нем талант пианиста-импровизатора. Лишь в 1952 году с помощью верной спутницы жизни и соратницы - Нелли Монк ему удается заключить контракт с компанией грамзаписи «Престиж». Но и здесь его использовали в основном как аккомпаниатора в составах, не очень подходящих его стилю.

В середине 50-х Монк начинает сотрудничать с основанной энтузиастами джаза небольшой компанией «Риверсайд». Но и здесь признание композиторского дарования Монка пришло не сразу. В его репертуаре долго еще звучат популярные мелодии Дюка Эллингтона.

Мистереозо (сторона 1)
Мистереозо (сторона 1)

Но то, что играет Монк, по справедливому высказыванию Гюнтера Шулера, «не просто мелодии или песни, но «произведения». Тема и импровизация у Монка - единое произведение, поэтому его с полным основанием можно отнести к джазовым классикам-композиторам, наравне с великими Дюком Эллингтоном и Чарльзом Мингусом. До Монка в импровизации господствовал «каркас» темы. В раннем бибопе ее мелодию вообще не исполняли. Монк создал свои темы такими яркими и легкозапоми-нающимися, что они сами становились шлягерами. Примером может служить джазовая баллада «Около полуночи», давшая название лучшему художественному фильму о джазе. Мелодии Монка «сконструированы» так, что их никак нельзя оторвать от гармонии «каркаса». Не случайно Джон Колтрейн назвал Монка «музыкальным архитектором высшего порядка».

Сторона 1

Телониус Монк - Около полуночи - 3.08

Телониус Монк - Off Minor - 2.58

Телониус Монк - Мистериозо - 2.42

Телониус Монк - Ну зачем же - 2.56

Телониус Монк - Дорогая Руби - 3.06

Телониус Монк - Straight, No Chaser - 2.54

Телониус Монк - Little Rootie Tootie - 3.04

Каждая тема предлагаемого вашему вниманию пластинки джазовый стандарт. Они и до сих пор служат основой для самых неожиданных интерпретаций. Когда в начале 80-х молодому продюсеру Хэлу Вильмеру пришла в голову идея выпуска альбома исполнений произведений одного композитора представителями разных музыкальных направлений от рок-бардов до джазовых авангардистов, то вслед за пластинкой с музыкой Нино Рота он выпустил двойной альбом музыки Монка, отмеченный первым местом в анкете «Dawn beat».

Как пианист Монк был по достоинству оценен много позже и, представляется, не достаточно полно. Лишь вскользь упоминает о нем Дж. Л. Коллиер в известной книге «Становление джаза», хотя биография Монка изложена в ней достаточно подробно.

У нас эта пластинка выходит вслед за ранее выпущенными фирмой «Мелодия» записями Чика Кориа, Хэрби Хэнкока, Дэйва Брубека, Билли Эванса, пятью дисками Оскара Питерсона.

Мистереозо (сторона 2)
Мистереозо (сторона 2)

Пианизм Монка и в самом деле - музыка музыкантов. Очень верным представляется сравнение Майка Зверина его «скупой», почти лишенной повторов и внешних эффектов манеры игры с писательским методом Эрнеста Хемингуэя. Знай, однако, Майк Зверин, глубже русскую литературу, он обязательно вспомнил бы раннего Заболоцкого, Даниила Хармса и Введенского. У Монка - почти все как у них. То, что кажется вначале ясным и понятным, вдруг оборачивается гротеском. Медлительно-тягучая середина в лирической балладе «Около полуночи», сбой B поэтической рифме, в блюзовой рифме, B ритме, B симметрии вообще "Straight, No Chaser"_или "Rhythm-a-ning". Причем мышление Монка-композитора отнюдь не ограничивается фортепианной клавиатурой, что свойственно иногда даже авторам симфонической музыки. Привычная фигура контрабасного аккомпанемента перенесена в средний регистр и "і" получается «Мистериозо» странность, загадка, тайна... Попробуйте сыграть на любом клавишном инструменте довольно простой блюз "Straight, No Chaser"'. Уверяю вас, это далеко не сразу получалось даже у опытных джазовых пианистов.

Сторона 2

Телониус Монк - Epistrophy - 3.05

Телониус Монк - Грустный Монк - 7.37

Телониус Монк - Бемша свинг - 3.08

Телониус Монк - Rhythm-a-hihg - 6.43

Мистереозо (сторона 2)
Мистереозо (сторона 2)

Однако довольно слов!!!

Давайте слушать Телониуса Монка

Телониус Монк - Мистереозо
Телониус Монк - Мистереозо

Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!