Впервые любители джаза смогли познакомиться с творчеством Телониуса Монка после выхода в нашей стране в 1954 году диска «Майлс Девис и гиганты современного джаза». Предлагаемый теперь диск - запись авторского исполнения Монка.
Знатоки джаза, конечно же, хорошо знают Телониуса Монка (1917 - 1982) - одного из пионеров бибола. Поклонники рожденного в начале 40-х годов на легендарных джем-сейшах стиля бибол, развитого после второй мировой войны творчеством Диззи Гиллеспи и Фэтса Наварро, Майлса Девиса и Чарли Паркера, таких пианистов, как Бад Пауэлл и Файнис Ньюборн, говоря о Монке, отмечают в его творчестве стремление избежать стереотипов предшествующих стилей джаза, широкое использование музыки предджазового прошлого: аккомпанемента в манере рэгтайм, свободной фразировки блюзовых гитаристов. В 40-е годы эта «старомодность» казалась любителям и поборникам новаторства в джазе эксцентрикой, наравне с приверженностью Монка выступать в головных уборах причудливой формы.
Признание пришло к Монку лишь во второй половине 50-х, много позже, чем к Чарли Паркеру и к Диззи Гиллеспи. На волне было уже новое поколение боперов («необол» или «хард-боп»), освободившееся от борьбы со стереотипами зашедшего в коммерческий тупик биг-бэндового свинга.
В 40-х годах в Монке видели лишь автора запоминающихся джазовых тем, и мало кто признавал в нем талант пианиста-импровизатора. Лишь в 1952 году с помощью верной спутницы жизни и соратницы - Нелли Монк ему удается заключить контракт с компанией грамзаписи «Престиж». Но и здесь его использовали в основном как аккомпаниатора в составах, не очень подходящих его стилю.
В середине 50-х Монк начинает сотрудничать с основанной энтузиастами джаза небольшой компанией «Риверсайд». Но и здесь признание композиторского дарования Монка пришло не сразу. В его репертуаре долго еще звучат популярные мелодии Дюка Эллингтона.
Но то, что играет Монк, по справедливому высказыванию Гюнтера Шулера, «не просто мелодии или песни, но «произведения». Тема и импровизация у Монка - единое произведение, поэтому его с полным основанием можно отнести к джазовым классикам-композиторам, наравне с великими Дюком Эллингтоном и Чарльзом Мингусом. До Монка в импровизации господствовал «каркас» темы. В раннем бибопе ее мелодию вообще не исполняли. Монк создал свои темы такими яркими и легкозапоми-нающимися, что они сами становились шлягерами. Примером может служить джазовая баллада «Около полуночи», давшая название лучшему художественному фильму о джазе. Мелодии Монка «сконструированы» так, что их никак нельзя оторвать от гармонии «каркаса». Не случайно Джон Колтрейн назвал Монка «музыкальным архитектором высшего порядка».
Сторона 1
Телониус Монк - Около полуночи - 3.08
Телониус Монк - Off Minor - 2.58
Телониус Монк - Мистериозо - 2.42
Телониус Монк - Ну зачем же - 2.56
Телониус Монк - Дорогая Руби - 3.06
Телониус Монк - Straight, No Chaser - 2.54
Телониус Монк - Little Rootie Tootie - 3.04
Каждая тема предлагаемого вашему вниманию пластинки джазовый стандарт. Они и до сих пор служат основой для самых неожиданных интерпретаций. Когда в начале 80-х молодому продюсеру Хэлу Вильмеру пришла в голову идея выпуска альбома исполнений произведений одного композитора представителями разных музыкальных направлений от рок-бардов до джазовых авангардистов, то вслед за пластинкой с музыкой Нино Рота он выпустил двойной альбом музыки Монка, отмеченный первым местом в анкете «Dawn beat».
Как пианист Монк был по достоинству оценен много позже и, представляется, не достаточно полно. Лишь вскользь упоминает о нем Дж. Л. Коллиер в известной книге «Становление джаза», хотя биография Монка изложена в ней достаточно подробно.
У нас эта пластинка выходит вслед за ранее выпущенными фирмой «Мелодия» записями Чика Кориа, Хэрби Хэнкока, Дэйва Брубека, Билли Эванса, пятью дисками Оскара Питерсона.
Пианизм Монка и в самом деле - музыка музыкантов. Очень верным представляется сравнение Майка Зверина его «скупой», почти лишенной повторов и внешних эффектов манеры игры с писательским методом Эрнеста Хемингуэя. Знай, однако, Майк Зверин, глубже русскую литературу, он обязательно вспомнил бы раннего Заболоцкого, Даниила Хармса и Введенского. У Монка - почти все как у них. То, что кажется вначале ясным и понятным, вдруг оборачивается гротеском. Медлительно-тягучая середина в лирической балладе «Около полуночи», сбой B поэтической рифме, в блюзовой рифме, B ритме, B симметрии вообще "Straight, No Chaser"_или "Rhythm-a-ning". Причем мышление Монка-композитора отнюдь не ограничивается фортепианной клавиатурой, что свойственно иногда даже авторам симфонической музыки. Привычная фигура контрабасного аккомпанемента перенесена в средний регистр и "і" получается «Мистериозо» странность, загадка, тайна... Попробуйте сыграть на любом клавишном инструменте довольно простой блюз "Straight, No Chaser"'. Уверяю вас, это далеко не сразу получалось даже у опытных джазовых пианистов.
Сторона 2
Телониус Монк - Epistrophy - 3.05
Телониус Монк - Грустный Монк - 7.37
Телониус Монк - Бемша свинг - 3.08
Телониус Монк - Rhythm-a-hihg - 6.43
Однако довольно слов!!!
Давайте слушать Телониуса Монка
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!