2 августа 1941 года, в Ильин день (день памяти пророка Илии), Анна родила дочь. Наконец-то девочка, после череды мальчишек, помощница мне будет, думала женщина. Нарекла её редким, по тем временам, необычным для деревни, именем – Жанна. Все соседи удивлялись, что за имя такое нерусское? Где она услышала его? Версия – в честь героини романа, исключена, так как Нюра грамоты не знала, книжек не читала. Кино? Она его ни разу не видела, некогда по клубам ходить. Скорее всего, так звали кого-то из ссыльных, услышала имя, понравилось, вот дочку и назвала так же.
Незаметно наступила осень. Уборка урожая, тяжелой ношей легла на плечи женщин. Все думали, что война продлится 2-3 месяца и мужчины вернутся домой, а она затянулась на четыре года, коснулась каждой семьи. Тяжелое время наступило.
От мужа и братьев, известий до сих пор не было. Как они там, здоровы ли, сыты? Главное живы, а то бы из военкомата сообщили уже.
Картошку и мелочь – морковь, свеклу, лук, чеснок, Нюра с сыновьями убрала. Осталась только капуста, её вырубают после первого морозца, чтобы сладкая была, сочная, хрусткая. Дома отойдет в тепле, сразу и солить надо.
За месячной дочкой, приглядывала бабушка – мать Анны, которая перебралась к ней сразу, после начала войны. В тесноте, да не в обиде. Еле передвигалась, но за внучкой смотрела, да за пятилетним Робкой. Старшие в школу ходят, Гена в первый класс, Витя в пятый. Пока тепло, а вот как зимой быть, мальчишки растут, обуви нет, да и одежонки тоже. Придется старшему старые отцовы «кирзачи» (кирзовые сапоги) носить, с теплым носком, а среднему валенки залатать, да снова подшить. Хорошо хоть школа недалеко, быстро добегут, не замерзнут.
В селе появились эвакуированные, много детей, оставшихся без родителей, привезли в детский дом, расположенный через дорогу, наискосок от дома Карповичей. Анна туда устроилась конюхом. Лошадей она любила, запрягать и управляться с ними умела, отец научил еще в детстве. Вот и пригодилась его наука. Теперь она единственный добытчик и кормилец в семье. Хорошо, что работа рядом, дочь то маленькая, на грудном вскармливании, надо ходить и кормить.
На телеге, с разрешения начальства, конечно, была возможность привезти дров из промартели на соседней улице. Там населению продавали по достаточно низкой цене, отходы деревообрабатывающего и мебельного цехов. В конце лета, для выполнения спецзаказа оборонного значения, один их них, переключили на производство лыж для фронта. При загибании носка, лыжина часто ломалась и отправлялась в утиль, мастеру приходилось начинать все заново.
Зимой уж по снегу, на санях из лесу может несколько бревен привезет, но их надо ещё вручную напилить, расколоть, сложить в поленницу, чтобы просыхали, иначе в печи гореть не будут. А обрезки древесины, сухие, можно сразу топить. Избушка маленькая, быстро прогревается. Авось перезимуем.
Автор - Светлана Отмахова.
Продолжение: https://dzen.ru/media/id/61728e97d6cf67281af2eff0/anna-chast-7-krovavaia-jatva-voiny-64e475a66a862d651a216472