Ответ скрывается на Тверском бульваре в особнячке-шкатулке, в котором жила М.Н. Ермолова со своим мужем.
Знаменитый портрет писан в бальном зале, который сейчас называется Белым и является концертным.
Кстати, Марии Николаевне портрет совершенно не понравился, чему я не удивлена. Я совсем недавно была в Третьяковке и видела оригинал портрета. Но когда я увидела фотографии актрисы, то даже и не узнала её. Она невысокого роста, пухленькая с круглым обыденным лицом.
Серов, как обычно, применил психологическую хитрость. Он рисовал героиню немножечко снизу, и мы видим её возвышающуюся фигуру, лаконичную, собранную. Как статуя возносится она над суетным и повседневным. До того, как писать портрет Серов посещал много спектаклей с участием Еромоловой. И на полотно выписал то, что видела на сцене, суть её игры, мощнейшую энергию, страсть, плотно сжатую в пружину. Там она Ермолова, но никак не 52-летняя Мария Николаевна.
И само место выбрано очень интересно. Все детали на портрете будто возвышают и увеличивают, а на самом деле зальчик совсем небольшой. Актриса стоит перед зеркалом, а в нём отражается задний план: странные арки с колоннами (из-за них я думала, что портрет писался в каком-то театре). И это действительная архитектурная деталь зала. Но на портрете она становится зазеркальем, чем-то таинственным, пространством вне времени и места.
Гений!