Много десятков лет считалось, что успешный руководитель должен быть всегда прав, спокоен, уверен в себе и бесстрашен. Он должен казаться героем, наделенным недюжинным умом. Его задача — генерировать гениальные идеи и директивы, а его подчиненным остается просто реализовывать их.
Такие лидеры — умные и успешные люди, которые отлично умеют руководить. Но многим из них недоступен другой, не менее важный навык: они не умеют руководить душой и сердцем. Иными словами, они не умеют быть человечными. Это проблема глобального масштаба — и для самих лидеров, и для их близких, и для их компаний, и в более широком смысле для всего мира.
Пандемия подчеркнула то, что и так было ясно до появления вируса: компаниям больше не нужны руководители-герои. Сегодня самые эффективные лидеры на всех уровнях — это не те, кто имеет больше всего технических знаний и может ответить на все вопросы. Руководители должны не только представлять убедительные планы, но и быть человечными: проявлять уязвимость, общаться с людьми и быть способными раскрыть их потенциал.
Почему? Во-первых, мир изменился. Современная бизнес-среда очень изменчива и непредсказуема. Никто не знает правильного способа решить кризисы. Во-вторых, чтобы показывать свой максимум, сотрудникам необходимо знать, что начальник уважает, слушает и вдохновляет их. Они не хотят быть винтиками в бездушной машине. Руководители должны быть людьми, а не далекими полубогами, с которыми сотрудники не чувствуют никакой связи. То же касается и акционеров.
Современные бизнес-лидеры должны быть человечными. Тогда почему же человечных лидеров остается так мало? Потому что бесстрашные героические лидеры, такие как Чарли, сталкиваются с одним серьезным препятствием — собственным страхом.
Страх — это общечеловеческая проблема: все мы чего-нибудь боимся, и руководители тоже боятся, как бы они ни пытались убедить нас в обратном. Задумавшись о человечном лидерстве, многие топ-менеджеры, на протяжении своей карьеры старавшиеся всегда быть героями, чувствуют, как земля уходит у них из-под ног. Страх таких руководителей обычно выражается в одной из трех следующих форм.
Страх контакта с собственными эмоциями. Для рационального лидера, который привык полагаться на свои аналитические навыки, смотреть вглубь себя сложно и даже опасно. Что они там найдут? Самоанализ может спутать им все карты. Еще больше их пугает тот факт, что проявление истинного «я» может сломать их внешний образ. Вдруг они покажутся слабыми? Вдруг они потеряют контроль, авторитет, уважение и любовь?
Страх хаоса. Многие лидеры думают: если все сотрудники будут относиться друг к другу как к личностям, то начнут вместо работы обниматься и петь песни. Как руководитель будет управлять компанией, если он больше не должен решать все проблемы? Что случится, когда он откажется от контроля? С этой мыслью многие из моих клиентов чувствуют себя как циркачи без страховочной сетки.
Страх неудачи. Многие лидеры не знают, что делать с эмоциями на работе — и со своими, и с чужими. «Что, если мой сотрудник скажет мне, что потерял родителя или супругу? А если кто-нибудь расплачется? Я не представляю, что мне тогда делать и что говорить!» Чтобы эффективно руководить сердцем и душой, нужны навыки и умения, которых у лидеров, привыкших работать, используя левое полушарие и трезвый расчет, пока просто нет. Хуже того, эти лидеры привыкли быть успешными, но в таких случаях начинают бояться катастрофических провалов.
Также вас может заинтересовать:
Полную версию статьи «Не пытайтесь быть героем!» вы можете прочитать на нашем сайте. Оформить подписку на журнал можно здесь.