Фридрих II увлекался музыкой с ранних лет, раздражая своего воинственного отца – короля Фридриха-Вильгельма. Спокойный и деликатный, в противоположность своему отцу, он в большей степени проявлял музыкальные и литературные, нежели военные способности.
Был ли Фридрих II прилежным учеником?
Когда Фридриху II было 7 лет, принц, благодаря матери, смог брать уроки игры на флейте у одного из дворцовых служащих. В дневнике принца значится, что его расходы за сентябрь 1719 года включали «4 гроша за флейту».
В 1728 году Фридрих Вильгельм ездил в Дрезден с визитом к Августу II Сильному, Курфюрсту Саксонскому и королю Польши. Он взял 16-летнего принца с собой. Если бы король знал, что именно здесь его сын получит музыкальные впечатления, которые уже никогда не забудет, возможно, он оставил бы его дома.
Кроме участия в празднествах, балетах и костюмированных балах, Фридрих впервые услышал игру И.И. Кванца, который стал на 32 года его учителем игры на флейте и придворным композитором.
Кстати, Кранц – единственный, кому было разрешено, по крайней мере, сдержанно, не соглашаться с королем.
Интерес Фридриха к флейте был всепоглощающей потребностью: в юности он обычно занимался 4–5 раз ежедневно, а в последующие годы 3–4 раза каждый день.
У Фридриха была акустически потрясающая комната для репетиций.
Хорошо ли играл Фридрих Великий?
Каждый вечер Фридрих устраивал концерты. Его игру сопровождала небольшая группа музыкантов: клавир, струнный квартет, струнный бас, фагот.
Концерты обычно проходили между шестью и девятью часам вечера в музыкальной комнате одного из дворцов. Часто это была аудиенция только короля и музыкантов. Очень редко кто-либо из гостей удостаивался высокой милости посещать эти вечера, к ним относился, например, английский композитор Чарльз Берни.
Программа состояла из нескольких концертов и сонат для флейты собственного сочинения. В 1852 году Адольф Менцель воссоздал атмосферу королевских вечерних концертов.
Как оценивали современники игру Фридриха?
Самое раннее из этих свидетельств принадлежит барону Бифельду:
«Принц обращается с инструментом с полной властью, его дыхание, …аппликатура и артикуляция, бесподобны. Я часто имел честь стоять за ним во время его исполнения и был особенно впечатлен его адажио».
Придворный чембалист Карл Фридрих Кристиан Фаш говорил:
«слышал только трех виртуозов, которые могли исполнить поистине благородное и волнующее адажио. Первым был его друг Эммануэль Бах на клавире, вторым – Франц Бенда на скрипке и третьим –король на флейте».
Чарльз Берни вспоминал:
«Я был очень восхищен и даже поражен изяществом его выступления. Его игра в некоторых отношениях превосходила все, что я когда-либо слышал».
Королевские флейты
Главным мастером, изготавливающим Фридриху новые флейты, был Кванц. Кроме годового содержания в 2000 талеров, за каждую флейту он получал отдельное вознаграждение по 100 дукатов.
Король привозил Кванцу различные породы дерева, чтобы он пробовал использовать их для флейт. Один раз он привез эбеновое дерево, и именно эта флейта стала любимой флейтой короля.
До нас дошло несколько флейт Фридриха Великого: эти инструменты были найдены в Музее Гогенцоллернов, в Замке Монбижу, в Сан-Суси, в Берлинской муниципальной коллекции музыкальных инструментов и в Музее в Потсдаме.
Две флейты были сделаны из слоновой кости, одна была янтарная, четыре – из черного дерева и одна самшитовая. Немецкий флейтист Георг Мюллер сделал попытку отреставрировать три инструмента из черного дерева и самшитовый. Так как со временем они рассохлись, он держал их в ванне с маслом и водой восемь месяцев, заставив каждую из флейт впитать 15–17 граммов жидкости. В течение этих восьми месяцев он ежедневно тренировал мастерство «флейтиста XVIII века», приучая себя к маленьким духовым отверстиям этих инструментов. Результатом этих кропотливых изысканий было сильнейшее разочарование: Мюллер смог извлечь из этих флейт только тонкий тусклый звук.
Но очевидно, что каждая флейта обладала индивидуальным звучанием и король, вероятно, подбирал инструмент к характеру композиции.
Флейта сопровождала его на полях сражений в Силезии, Саксонии, Богемии и Моравии. К концу Семилетней войны Фридрих стал «старым Фрицем». Он потерял передние зубы, его пальцы одеревенели. В зимний период 1778–1779 годов его флейта служила ему последний раз, сказав: «Я теряю своего лучшего друга».
Послушать сочинения Фридриха Второго можно здесь:
Марш и концерт для флейты с оркестром