Найти тему
Думающая история

Флейта в руках короля

Оглавление

Фридрих II увлекался музыкой с ранних лет, раздражая своего воинственного отца – короля Фридриха-Вильгельма. Спокойный и деликатный, в противопо­ложность своему отцу, он в большей степени проявлял музыкальные и литературные, нежели военные способности.

Фридрих II играет на флейте. Фрагмент картины Адольфа фон Менцеля (Источник изображения: https://img.wikioo.org)
Фридрих II играет на флейте. Фрагмент картины Адольфа фон Менцеля (Источник изображения: https://img.wikioo.org)

Был ли Фридрих II прилежным учеником?

Когда Фридриху II было 7 лет, принц, благодаря матери, смог брать уроки игры на флейте у одного из дворцовых служа­щих. В дневнике принца значится, что его расходы за сентябрь 1719 года включали «4 гроша за флейту».

Флейта Фридриха (Источник изображения:  https://thebabelflute.com)
Флейта Фридриха (Источник изображения: https://thebabelflute.com)

В 1728 году Фридрих Вильгельм ездил в Дрезден с визитом к Августу II Сильному, Курфюрсту Саксонскому и королю Польши. Он взял 16-летнего принца с собой. Если бы король знал, что именно здесь его сын получит музыкальные впечатления, которые уже никогда не забудет, возможно, он оставил бы его дома.

Кроме участия в празднествах, бале­тах и костюмированных балах, Фридрих впервые услышал игру И.И. Кванца, который стал на 32 года его учителем игры на флейте и придворным композитором.

Саломон И.П. Портрет И.И. Кванца (Источник изображения: https://upload.wikimedia.org)
Саломон И.П. Портрет И.И. Кванца (Источник изображения: https://upload.wikimedia.org)

Кстати, Кранц – единственный, кому было разрешено, по крайней мере, сдержанно, не соглашаться с королем.

Интерес Фридриха к флейте был всепоглощающей потребностью: в юности он обычно занимался 4–5 раз ежедневно, а в последующие годы 3–4 раза каждый день.

Адольф Менцель. Frederic the Great, 1868. Wood engraving on China paper, Brooklyn Museum (Источник изображения: https://www.brooklynmuseum.org)
Адольф Менцель. Frederic the Great, 1868. Wood engraving on China paper, Brooklyn Museum (Источник изображения: https://www.brooklynmuseum.org)

У Фридриха была акустически потрясающая комната для репетиций.

Хорошо ли играл Фридрих Великий?

Каждый вечер Фридрих устраивал концерты. Его игру сопровождала небольшая группа музыкантов: клавир, струнный квартет, струнный бас, фагот.

Вечерний концерт Фридриха (Источник изображения: picture-alliance/dpa)
Вечерний концерт Фридриха (Источник изображения: picture-alliance/dpa)

Концерты обычно проходили между шестью и девятью часам вечера в музыкальной комнате одного из дворцов. Часто это была аудиенция толь­ко короля и музыкантов. Очень редко кто-либо из гостей удостаивался высокой милости посещать эти вечера, к ним относился, например, английский композитор Чарльз Берни.

Программа со­стояла из нескольких концертов и сонат для флейты собственного сочинения. В 1852 году Адольф Менцель воссоздал атмосферу королевских вечерних концертов.

Адольф Менцель. Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси (Источник изображения: https://img.wikioo.org)
Адольф Менцель. Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси (Источник изображения: https://img.wikioo.org)

Как оценивали современники игру Фридриха?

Самое раннее из этих свидетельств принадлежит барону Бифельду:

«Принц обращается с инструментом с полной властью, его дыхание, …аппликатура и артикуляция, бесподобны. Я часто имел честь стоять за ним во время его исполнения и был особенно впечатлен его адажио».

Придворный чембалист Карл Фридрих Кри­стиан Фаш говорил:

«слышал только трех виртуозов, которые могли исполнить поистине благо­родное и волнующее адажио. Первым был его друг Эммануэль Бах на клавире, вторым – Франц Бенда на скрипке и третьим –король на флейте».

Чарльз Берни вспоминал:

«Я был очень восхищен и даже поражен изяществом его выступления. Его игра в некоторых отношениях превосходила все, что я когда-либо слышал».

Королевские флейты

Главным мастером, изготавливающим Фридриху новые флейты, был Кванц. Кроме годового содержания в 2000 талеров, за каждую флейту он получал отдельное вознаграждение по 100 дукатов.

Король привозил Кванцу различные породы дерева, чтобы он пробовал использо­вать их для флейт. Один раз он привез эбеновое дерево, и именно эта флейта стала люби­мой флейтой короля.

До нас дошло несколько флейт Фридриха Великого: эти инструменты были найдены в Музее Гогенцоллернов, в Замке Монбижу, в Сан-Суси, в Берлинской муниципальной коллекции музыкальных инструментов и в Музее в Потсдаме.

Флейта Фридриха Великого (Источник изображения:  https://sun9-88.userapi.com)
Флейта Фридриха Великого (Источник изображения: https://sun9-88.userapi.com)

Две флейты были сде­ланы из слоновой кости, одна была янтарная, четыре – из черного дерева и одна самшитовая. Немецкий флейтист Георг Мюллер сделал попытку отреставрировать три инст­румента из черного дерева и самшитовый. Так как со временем они рас­сохлись, он держал их в ванне с маслом и водой восемь месяцев, заста­вив каждую из флейт впитать 15–17 граммов жидкости. В течение этих восьми месяцев он ежедневно тренировал мастерство «флейтиста XVIII века», приучая себя к маленьким духовым отверстиям этих инструмен­тов. Результатом этих кропотливых изысканий было сильнейшее разоча­рование: Мюллер смог извлечь из этих флейт только тонкий тусклый звук.

Но очевидно, что каждая флейта обладала индивидуальным звучанием и король, вероятно, подбирал инструмент к характеру композиции.

Флейта сопро­вождала его на полях сражений в Силезии, Саксонии, Богемии и Мора­вии. К концу Семилетней войны Фридрих стал «старым Фрицем». Он потерял передние зубы, его пальцы одеревенели. В зимний период 1778–1779 годов его флейта слу­жила ему последний раз, сказав: «Я теряю своего лучшего друга».

Послушать сочинения Фридриха Второго можно здесь:

Марш и концерт для флейты с оркестром

Если вам понравилась эта статья и вы узнали из нее что-то новое, подпишитесь на канал. Ваши реакции мотивируют нас работать ещё лучше :)

Для удобства поиска статей мы создали для вас "Навигацию по каналу "Думающая история"

Использованная литература