В конце учебного года была с коллегами на чествовании педагогов в связи с юбилеем района и в честь «Года педагога и наставника». Нас встречали и провожали в зал сотрудники районного детского дома творчества «Химмашевец». В одной из них я узнала Светлану. Мы обнялись и быстро перекинулись несколькими фразами:
– Как дела у Вани?
– Все хорошо. Закончил третий класс. Но не любит четверки. Огорчается. Говорит, что будет стараться, чтобы их исправить.
–Привет ему большой!
– Спасибо большое, Елена Альбертовна. Передам.
Вполне обычный диалог родителя и учителя-логопеда. Обычный, если не знать, каким был Ванюша на старте.
Когда я пришла работать в детский сад, в котором работаю и сейчас, обратила внимание, что стены лестницы украшены работами одного единственного ребенка. Чей-то Ваня Д. из младшей группы вместе с мамой мастерил поделки из цветного бисера и пайеток, и в свои неполные три имел персональную выставку вдоль всего лестничного марша с первого по второй этаж.
Чуть позже его воспитательница объяснила, что у Вани тяжелое речевое нарушение и слабые навыки самообслуживания из-за плохого развития мелкой моторики. Поэтому они с мамой решили развивать моторику через прикладное творчество. А результаты работ вывешивают для мотивации.
С пяти лет Ваня - Ванюша стал заниматься на логопункте. Очень волновался, как у него будет получаться то, или иное упражнение. Но как раз от этого не все и не всегда получалось. Мне, казалось, что мама с ним слишком сюсюкает. Ведь растет будущий мужчина. А тут такие нежности. Совсем это не помогает преодолению нарушений.
В какой-то момент меня, признаться, стало раздражать это мамино, казавшееся слащавым, «Ванюша». И мы поговорили. Я исходила из правила «Как вы яхту назовёте...». Мама исходила из любви.
Со временем я поняла, что это был не тот случай, когда балуют балованного ребёнка, а тот, когда безусловно укутывают, излечивают любовью.
Особенно я это поняла, когда мы со Светланой подписались друг на друга в нельзяграм. Ванюшина мама вела блог про бюджетные путешествия по Уралу. Я стала видеть, как почти каждую неделю с мужем и сыном они отправлялись в короткие и длинные путешествия, ставили палатку, удили рыбу, учили сына плавать и нырять.
Вместе они наблюдали за флорой и фауной Урала, ходили среди злаковых колосьев и по скошенной траве, бывали у бабушки в деревне, ухаживали за телятами и доили корову, и говорили, обо всем говорили.
Дома у Вани был свой уголок с рабочим столом и книжным шкафом. Там была его особая территория, другой, чудесный собственный мир из пластилина, природных материалов и конструкторов, где никто не наводил своих взрослых порядков.
Особенно мне запомнилось, как однажды осенью мама разрешила Ване взять домой куколку большой ночной бабочки. Про куколку, конечно же, все благополучно забыли. А весной семью удивил странный шорох из угла книжного шкафа. Это гигантская бабочка выбиралась из своего уютного пристанища. И Ваня, а вместе с ним и подписчики Светланы, среди которых была и я, с большим интересом наблюдал весь необыкновенный процесс появления ночной красавицы.
Со временем Ваня привык к занятиям, вместе с мамой старательно выполнял домашние задания. За год логопедической работы у него встали и автоматизировались все звуки и развернулась речь. К семи годам навсегда остался в прошлом нерешительный малыш с вялыми руками, заплетающимися ногами и кашей во рту.
И в этом, основной была мамина заслуга. Своей любовью, ласковым голосом и этим ее «Ванюша», а еще материнским чутьём, поездками, интересными увлечениями, разговорами она вытащила сына из тяжелейшей дизартрии.
У каждой мамы будут свои рецепты. Но мысль ясна: принять, любить и помогать, искать обходные пути развития, а не опускать руки. Только так можно помочь ребенку с ТНР.
Здесь вы можете найти статью по теме 👇