Секреты хороши лишь настолько, насколько хороша скрываемая ими правда.
Марк Трудель
大東流合気柔術・Daito ryu Blog.
Marc Trudel - «Keeping secrets».
Перевод и редакция - Станислав Копин.
«Среди объяснений айки, которые я услышал от своего учителя, были "цун" и "асагао" ("утренняя слава"). Мне потребовалось несколько лет, чтобы понять значение слова "асагао". До сих пор я не могу забыть, как учитель сказал мне: "Ты молодец", похвалив меня за решение этой загадки. В наши дни, когда я сам обучаю своих учеников этой технике, я много раз повторяю ее, и всегда слышу, как мой учитель ругает меня с небес. Он смотрит на меня сверху вниз и говорит: "Ну и дурак же ты!". - Кондо Кацуюки (http://daito-ryu.org/en/kondo-katsuyuki.html)»
Существует много, очень много причин, по которым та или иная традиция хочет сохранить в тайне определенные вещи. К сожалению, этой самой секретностью могут злоупотреблять и менее надежные организации, чтобы запутать и обобрать людей - часто с целью создать некую легитимность на пустом месте или иным образом влиять на умы.
Итак, каковы же веские причины для того, чтобы традиция или школа держали определенные вещи в секрете?
Давайте рассмотрим пять из них.
Причина 1: Безопасность и социальная ответственность.
Зачем вообще обучать боевой практике, то есть тому, что может быть использовано для нанесения увечий, травм, а возможно, и убийства, открыто или для новичков? Разве это похоже на ответственное занятие?
Не все решают заниматься боевыми практиками для развития именно этих навыков. И не все боевые практики предполагают применение насилия. Но, тем не менее, оно часто остается одним из результатов - или, по крайней мере, имеет тенденцию делать человека более способным к проявлению агрессии.
Конфликт - это уродливая, разрушительная вещь, которой следует избегать. Любая стоящая традиция или организация должна стремиться помочь другим - будь то члены сообщества, силы безопасности или что-то еще между ними - справиться с конфликтными ситуациями и умиротворить их. Организация или учитель, не взвесившие тщательно, как следует поступать с распространением знаний, неминуемо потерпят неудачу в достижении этой цели или, по крайней мере, могут помешать реализации своих идеалов.
Разумная организация, как правило, проводит «санитарную обработку» учебной программы различными способами. Корю, как и многие другие традиции, кодифицирует практику таким образом, чтобы скрыть ее для непосвященного, но при этом сохранить ее значимость и информативность для членов традиции.
Причина 2: Коммерческая тайна.
Как бы устарело это ни звучало, но зачем предоставлять потенциальное стратегическое преимущество тому, кто завтра может стать вашим противником?
Ката и техники не защищены правами интеллектуальной собственности. Другие организации и/или люди, над которыми вы не имеете никакого контроля и которые обладают более широкими возможностями для трансляции, могут присвоить то, что зачастую является плодом десятилетий, а то и сотен лет труда. Хуже того, они могут сделать некорректную передачу.
Я думаю, что это особенно актуально в контексте Дайто-рю. К лучшему или к худшему, Дайто-рю вдохновило многих на создание собственной организации и системы, часто путем отдаленного подражания без полной передачи.
Для ясности, нет ничего плохого в том, чтобы создать свою собственную практику или даже вдохновиться практикой, с которой вы столкнулись. При условии, что человек четко и ясно представляет себе, чему он учит, каково происхождение этой практики и каковы полномочия, дающие право преподавать переданные практики.
В то же время вполне понятно стремление традиции сохранить контроль над собственным развитием - без нежелательных внешних влияний.
Причина 3: Отбор и оценка.
Каждый старается выбрать хорошую школу. Но, наоборот, хорошая школа выберет вас. Зачем какому-либо учебному заведению принимать и обучать всех новичков, если они не являются простыми потребителями?
Когда человек хочет вступить в организацию, целью которой является обучение навыкам, которые могут привести к повышенной способности наносить травмы, то вполне нормально, что характер человека оценивается. По моему опыту, это, как правило, постепенный процесс, а не "экзамен" на "зачет-незачет"; по мере того как человеку доверяется все больше знаний, его характер постепенно меняется, надеюсь, в лучшую, но иногда и в худшую сторону, и это изменение должно быть оценено. Мы - векторы, а не точки, и оценка любого человека должна учитывать эту реальность.
Далее следуют способности и природные навыки, причем некоторые традиции требуют от практикующих базового уровня природных способностей. Это может быть определенный набор знаний, жизненный опыт или спортивные способности.
Помимо ожидаемого базового уровня, некоторые люди от природы более одарены, чем другие, и могут быстрее овладевать знаниями. Вполне естественно, что некоторые учения могут даваться специально для таких людей, если и только если их характер подтвержден и у учителя есть уверенность в том, что это не породит в человеке высокомерия.
Есть много других элементов, которые следует оценивать, но в основном все сводится к доверию. Можно ли доверять человеку эти знания? Можно ли доверять человеку в том, что он поступит правильно, используя эти знания? И наконец, является ли человек хорошим помощником в поддержании и/или увековечивании традиции?
Причина 4: Отсутствие фундамента.
Есть в жизни такие тонкие истины, которые очень трудно объяснить другим, не говоря уже о том, чтобы правильно передать, сохранив первоначальный смысл. Кроме того, некоторые дискуссии практически невозможно вести до тех пор, пока человек не осознает в полной мере некоторые реалии, связанные с практикой.
О чем мы не можем говорить, о том мы должны молчать - Людвиг Витгенштейн, "Трактат".
К сожалению, это особенно актуально для нас, иностранцев. Немногие из нас, как правило, в достаточной степени владеют японским языком, еще меньше тех, кто способен осмыслить сказанное и написанное через призму японской культуры.
Если отбросить языковые проблемы, то некоторые понятия можно, так сказать, украсть. И печальная правда заключается в том, что человек может оказаться неспособным сделать это. Это не значит, что нельзя или не нужно заниматься такой практикой, но это значит, что есть пределы того, как много можно развить с ее помощью. По крайней мере, какие-то области останутся недоступными.
Причина 5: Утраченные знания.
Традиции находятся в постоянном движении. Какие-то знания приобретаются, какие-то теряются. Нередко проницательные исследователи вновь обнаруживают утерянные знания, ведущие к забытым истинам.
Здесь, однако, следует высказать предостережение. Самостоятельные исследования заслуживают одобрения, но при этом вы обязаны обсудить полученные результаты с преподавателем, чтобы убедиться в их точности, правильности, а также в том, что они полностью соответствуют контексту традиции в целом.
Вышеупомянутое предостережение, несомненно, является ценным для проведения собственных исследований. Это поможет глубже и точнее осмыслить практику. Это даст материал для дискуссий со старшими. Даже если в итоге вы не откроете для себя утраченные знания, польза будет значительной.
Секреты Дайто-рю.
Дайто-рю включает в себя ряд дэнсё, или трудов традиции.
- Хиден мокуроку, или Каталог тайных тайн;
- Айки-но дзюцу, или Техника Айки (дзюцу может также пониматься как средство достижения цели, метод, способ; в данном случае оно имеет более широкое, менее определенное значение);
- Хиден оги, или Тайны секретных техник;
- Айки нито-рю хидэн, или Тайны двух мечей Айки;
- Хиоги (Госиньё но тэ), или Секретные техники/техники самообороны;
- Кайсяку содэн но кото, или Вопросы, касающиеся объяснения полной передачи;
- Кайдэн но кото, или Вопросы полной передачи;
В то время как сегодня относительно легко найти копии содержания Хидэн мокуроку и Хидэн оги, я нахожу весьма интересным тот факт, что копий других дэнсё очень мало, если они вообще существуют. Это говорит о том, насколько хорошо охранялись секреты Дайто-рю, и, возможно, о том, как мало людей было обучено всем основным принципам традиции.
Лицензии и звания
Кроме того, существует ряд лицензий, которые могут выдаваться отдельным лицам для различных целей:
Кёдзю дайри, или инструктор-представитель, дает право обучать людей за пределами своей группы или додзё, посещая другие филиалы додзё или проводя обучающие семинары;
Мэнкё кайдэн, или лицензия полной передачи, - лицензия, позволяющая основать новую ветвь или линию;
Следует отметить, что получение кайдэн-но кото не обязательно означает получение менкё кайдэн. Однако обладатель Менкё кайдэн обычно получает все вышеперечисленные дэнсё. Это также означает, что ни лицензия Кёдзю дайри, ни свиток Кайдэн но кото не позволяют награжденному создать свою собственную ветвь Дайто-рю.
Существует еще несколько должностей и титулов, которые использовались в разное время. Это помощник, технический советник, директор зарубежных филиалов и т.д. Как правило, это должности, связанные с выполнением определенных обязанностей в организации, а не почетные титулы.
Дополнительные записи
С течением времени в рамках традиции Дайто-рю было создано и сохранено множество дополнительных записей.
Такесита Исаму - "Кен, Кон, Тен, Чи, Дзин но маки", представляющие собой технические тетради;
Такума Хиса - набор картинок "Содэн" с письменными пояснениями, представляющий собой наборы картинок с приложенными к ним письменными описаниями;
Известно, что Ёсида Котаро создал дополнительные дэнсё для техник и ката с использованием веера тэссен;
И многое, многое, многое другое;
Хотя они и не являются основой Дайто-рю - по крайней мере, не в такой степени, как упомянутые выше дэнсё, - тем не менее, они являются частью традиции, и хотя я не видел и не читал их все, я уверен, что они достойны изучения.
Только убедитесь, что у вас наготове словарь. И много времени.
Современные средства передачи информации.
В настоящее время Дайто-рю имеет две параллельные системы:
- Дан-ранг, который является современным творением Токимунэ-сэнсэя и связан с составленным им Хидэн мокуроку;
- Дэнсё - традиционный способ передачи традиции;
Прямой связи между этими двумя системами нет. Человек может иметь высокий дан и не получить дэнсё. И наоборот, можно получить дэнсё, не имея даже сёдана.
Еще один момент, на который следует обратить внимание, - это то, что ранг дан основан на публичной учебной программе, созданной Такедой Токимунэ и называемой Хидэн мокуроку. Однако, несмотря на некоторое совпадение с одноименным дэнсё, содержание и система классификации совершенно иные. Дополнительным требованием к учебному плану было обучение ката кендзюцу Японской федерации кендо, но, похоже, в прошлом это требование было отменено.
Я не совсем понимаю, какую цель преследовал Токимунэ-сэнсэй, создавая отдельную учебную программу (которая в то время называлась Айкибудо; в то время как в сертификатах той эпохи использовалось название Айкибудо, в дэнсё по-прежнему использовалось Айкидзюдзюцу). Если я рискну предположить, то это было сделано либо для того, чтобы попытаться вернуть все отдельные линии в единую организацию, либо для того, чтобы помочь справиться с растущей популярностью этой практики, предоставив несколько модернизированную форму обучения. Но это вопрос, который, безусловно, требует дополнительного изучения.
Обучение, семинары и частные занятия.
В подавляющем большинстве случаев обучение проходит на обычных тренировках. Их содержание несколько отличается в разных додзё, но суть одна: отработка ката по программе Хиден мокуроку, используемой для присвоения дана. Именно на этих семинарах происходит большая часть начального обучения, закладываются основы.
Кроме того, ежегодно (по крайней мере, когда нет пандемии) проводится несколько семинаров. Некоторые из них проводятся за рубежом, но при нормальных обстоятельствах один из них также проводится каждый год в учебном центре "Ниппон Будокан" в Кацууре (г. Тиба). Обучение проходит достаточно интенсивно: с 6 утра до 5 вечера, три тренировки в день по два-три часа каждая, в течение примерно 6 дней. Некоторые также используют возможность вечерних занятий для дополнительных тренировок, как индивидуальных, так и в небольших группах.
Семинары отлично подходят для того, чтобы вырваться из привычной обстановки и поработать в паре с менее знакомыми людьми, отличающимися по физическому развитию и личностным качествам.
Затем проводятся специальные тренировки и частные уроки. Время от времени некоторые проходят специальные тренировки - либо у Кондо сенсея, либо у одного из членов группы высшего ранга, - на которых рассматриваются конкретные темы. Тренировки, как правило, длятся целый день (с небольшим перерывом на обед); именно на них происходит большая часть непосредственной передачи информации один на один.
Заключение
Секретность в корю, в том числе и в Дайто-рю, - это средство сохранения информации, а не средство введения в заблуждение и мистификации. Хотя на протяжении всей вашей практики многое будет держаться в секрете, вы должны быть уверены в том, что ваш учитель скрывает от вас что-то по вполне обоснованным причинам.
Это не маленький прыжок веры. И не стоит делать его вслепую.
В целом, секретность не должна быть явной. В Дайто-рю, и по моему опыту, вы даже не знаете, что секрет существует, пока он вам не откроется.
Да и вообще, какой толк в секрете, если он плохо охраняется?