Из-за своей социальной неразвитости (с 10 лет в закрытом военном интернате, хоть и музыкальном) или простоте душевной, я не сразу понял, что паспортно-визовая служба – это очень теплое и сытное местечко. Вызубрив все положенные приказы и инструкции, я добросовестно выполнял предписания. Но со временем заметил, что так поступают далеко не все.
Рядом со мной были такие умники, которые, балансируя на грани закона, умудрялись получать «благодарность» за оказанные услуги. Вот, к примеру, получил ты на исполнение документы некоего гражданина. Приказ и инструкция предписывают рассматривать документы в течение месяца, не более. В течение – это значит, может быть строго месяц, а может и раньше, а может и очень быстро.
Инспектору, рассматривающему документы, предстояло проделать определенную работу:
- просмотреть внимательно Заявление–Анкету на предмет выявления орфографических ошибок, правильности и разборчивости написания фамилии, имени, отчества,
- у женщин обязательного проверяются случаи смены фамилии и причин такой смены,
- трудовая деятельность без длительных провалов (так по крайней мере раньше было),
- проверка на предмет судимости и формах допуска.
Если на первом этапе выявляются какие-то нестыковки, анкета возвращается по месту первоначальной приемки в РОВД. И тогда срок будет отсчитываться заново.
Если первоначальная проверка не выявила явных недочетов, делаются запросы в адресное бюро, информационный центр, ФСБ. И только после получения всех ответов, в случае если они оказались положительными, инспектор принимает решение об оформлении загранпаспорта.
Все службы, куда посылаются запросы, тоже имеют свои сроки рассмотрения документов. Поэтому не случайно определен срок в течение месяца. Что ж, вроде всё логично и понятно. Ну, и как же тут можно все ускорить?
А очень просто. Как говорится, из всякого правила всегда есть исключения. Поэтому можно и на работе задержаться или рассмотреть «нужное» заявление в первую очередь, даже опережая присланные ранее. Соответственно, запросы уйдут раньше, и раньше вернутся.
А еще можно позвонить знакомым "девушкам" из соответствующих служб и попросить, чтобы в первую очередь ТВОЮ анкету проверили или вообще по телефону дали готовый ответ. Тоже самое и с ответом ФСБ. У каждого инспектора был свой куратор оттуда и отношения порой устанавливались "взаимовыгодные" - ты им сливал информацию, они тебе шли навстречу.
Вот и получается, что некий гражданин, получает долгожданный паспорт значительно раньше положенного срока. Для многих в 90-е – это судьбоносным: у кого-то горящая путевка, у кого-то замужество с заморским "принцем", а у кого-то заключение контракта срывается, не говоря уже о тех, кто пытался «свалить», скрываясь от следствия.
В общем, причин гражданину "подсуетится" для срочного оформления хватало. И вот тут в силу вступал так называемый человеческий фактор. Будут ли инспектор делать лишние телодвижения или нет? И если да, то чего ради? Помочь людям? Смешно. Тебя просто никто не поймёт. Ты получаешься либо дурак-бессребреник, либо наоборот - очень хитрый. В то, что ты дурак, опять же никто не поверит, потому что дурака бы сюда не взяли. Значит?....
Даже если предположить, что инспектор вдруг за спасибо, простое человеческое спасибо, решил кому-то помочь, то многие тебя сразу заподозрят в том, что не все так "чисто". В благородство и человечность людей в погонах тогда никто не верил, особенно если сидишь на "доходном" месте.
И тогда твоя доброта выходит тебе же боком. Выход тут такой: либо ты поступаешь, как все по принципу «ты мне - я тебе», либо ты занимаешь принципиальную позицию, которую вряд ли долго выдержишь по той простой причине, что не сможешь отказать своему собственному начальнику, представителям ФСБ или другим должностным лицам, кому отказывать чревато.
И каждый новичок проходит через это, пока не наберется собственного опыта, как различать ситуации, когда МОЖНО, а когда НЕЛЬЗЯ.
И как это всегда и везде бывает, есть те, кто вкусив прелести подарков, презентов и услуг, уже не могут от этого отказаться и уже не хотят работать просто за зарплату. Погрязают во всём этом с головой, и как показала жизнь, плохо кончают, потому что аппетиты растут в геометрической прогрессии.
Есть такие, кто просто всего боится, поэтому остается чистеньким. И лишь единицы могут гармонично сочетать и то, и другое.
Я же из-за своего инфантилизма и трусости не вписался ни в один разряд. Поначалу моя честность и принципиальность нравилась начальству, но когда им самим нужно было срочно кому-то «помочь», моя принципиальность стала раздражать.
Я не сразу всё понял, но когда «осознал», старался лишний раз начальство не злить. Стал, так сказать, более лояльным, потому что был дан явный намек, что надо начальство «уважать», иначе появятся проблемы и со званием и, вообще, с работой...
Однако, наблюдая за более опытными, я учился и тому, как не надо делать. Ведь беспрекословно и быстро выполняя приказы начальника, можно и в «дуру влететь». Начальник всегда отвертится, а ты останешься крайним, ты ж исполнитель. Указание сверху было устное, а было оно или не было, докажи потом .
Случаи бывали порой очень провокационные, и если голову не включать, то влипнуть можно было серьезно.
Так, один раз на приеме ко мне обратился гражданин с просьбой как-нибудь ускорить рассмотрение его документов. Я по-началу включил «непонятного»: дескать, так не положено, и потом - почему я? У нас еще неизвестно к кому попадут ваши документы - это ж начальник отдела расписывал исполнителей.
А мужичок попался непростой. Он, прежде чем в моё дежурство на приём ко мне попасть, уже все справки навёл, при этом ловко сослался на одобрение начальства. Уж очень ему надо было, просто невтерпеж.
Я ответил уклончиво, про себя решив, что пока сам начальник не прикажет - спешить не буду, уж очень скользкий мужичок, напористый к тому же.
Телефон мой служебный узнал. Стал позванивать, волнение высказывать, причины спешки придумывал вполне реальные. Я каким-то шестым чувством угадал, что-то здесь неладно.
И пока не вернулись ответы по запросам, выжидал, когда же проявит себя тот, кто мужичку меня подсунул, ведь явно по чьей-то наводке шел, я был лишь звеном в чьей-то коррупционной схеме.
Ждать пришлось недолго. Начальник одного из отделов, как бы невзначай, зашёл поинтересоваться делами. Причём так ловко спрятал свой интерес: «Анатолич, а что у нас там с документами «N»?
Что ж, теперь всё стало ясно. Понятно, кто пообещал содействие и кого будут потом «благодарить». Хитёр, чужими руками жар загребать. Что он сильно крученый, у нас все знали. Значит, торопиться совсем не стоит.
Видя, что дело не очень быстро продвигается, мужичок опять на приём ко мне пришёл. И, наконец, выложил последнюю козырную карту.
- Анатольевич,- начал он ласково, - знаю, что работы у вас выше крыши
(а мы действительно зашивались, народ пер за границу как перед Судным днем:). Но, может всё-таки можно как-то ускорить? В качестве благодарности, не будем мелочиться, хотите ... машину, для меня это не проблема. Знаю, что до работы вам добираться непросто, а своей нет (все узнал про меня!). А хотите, уже завтра под балконом будет стоять? Вам какие нравятся? Вы поможете мне, я вам.
И тут меня, как током пронзило. Я мило ему улыбнулся, от подарка отказался, что-то пообещал, но проверить решил более тщательно. И предчувствия меня не обманули. Мужичок находился в розыске за денежные махинации, и теперь очень торопился скрыться от следствия за бугром. А ведь позарься я на неожиданный подарочек, дело закончилось бы расследованием уже моей деятельности, как соучастника.
А просителя за него потом все-таки приперли к стенке, там такая схема «оказания услуг» налажена была... Правда не посадили, по-быстрому из органов уволили задним числом, вступились за него нужные люди сверху, с очень большого Верха, вот так.