Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 17 июля в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1942 год. С жестокого боя в большой излучине Дона началась великая Сталинградская битва
Борьба за город шла 200 дней и унесла более двух миллионов жизней, став самой кровопролитной в истории человечества. Когда Сталинград был отбит, водолазы увидели страшную картину: на некоторых участках волжского дна трупы стояли вплотную друг к другу, тесно, как солдаты в строю.
Это была битва, ознаменовавшая коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. После поражения под Сталинградом фашистская армия не выиграла больше ни одного значительного сражения.
1944 год. В Москве на Садовом кольце состоялся «парад побежденных»
Колонны из 60 тысяч немецких военнопленных возглавлял Фридрих Вильгельм фон Паулюс. Их сопровождали всадники с обнаженными шашками и конвоиры с винтовками. Немцы были в военной форме, многие – в самодельной обуви на деревянной подошве. Из посуды им разрешали пользоваться только банками из-под консервов. За «парадом побежденных» с тротуаров, балконов домов, крыш трамваев и троллейбусов наблюдали десятки тысяч москвичей. В гробовой тишине раздавался лишь грохот деревянных подошв и позвякивание банок. Сзади ехали поливальные машины, символично смывая грязь после прохода гитлеровцев.
1975 год. Первая международная космическая стыковка – советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлон-18»
Подготовкой стыковки занимались почти 5 лет. И до конца ни у наших, ни у американских ученых не было уверенности в том, будет ли вообще проведена стыковка двух аппаратов и состоится ли встреча наших космонавтов и их астронавтов. Реализовать задуманное было непросто: у нас вели отсчет по московскому времени, американцы – от момента старта корабля; в нашем корабле была обычная земная атмосфера, тогда как в американском – чисто кислородная; мы применяли метрическую систему мер, американцы – английскую. Но все прошло успешно.
Новость об этом историческом событии появилась в газетах на следующий день. А обычные граждане вскоре увидели в киосках новинку – сигареты «Союз-Аполлон», сделанные из вирджинского табака. Правда, цена кусалась. При средней стоимости пачки сигарет от 30 до 70 копеек, «Союз-Аполлон» стоил 1 рубль 50 копеек.
Свой сюрприз подготовили и парфюмеры. Специально ко дню стыковки кораблей были выпущены новые духи для дам «ЭПАС» (Экспериментальный полет «Аполлон-Союз»). За дизайн упаковки отвечала американская фирма «Ревлон», а за содержимое флакона – фабрика «Новая Заря». Стоимость духов была для советского кошелька очень высока – 35 рублей.
1976 год. Скандальное начало XXI летних Олимпийских игр в Монреале
Во время церемонии открытия на глазах у английской королевы Елизаветы II и 70 тысяч зрителей на поле выбежал обнаженный мужчина. Ничего, кроме бороды, на нем не было. Нудист рванул мимо шокированных его видом полицейских прямо к главной трибуне. Эта сцена транслировалась в прямом телеэфире на многие страны мира. Но советские зрители ее не увидели – цензура подстраховалась, и прямая трансляция шла с задержкой.
Не успел забыться этот скандал, как последовал другой. В центре его оказался советский пятиборец из Киева Борис Онищенко, считавшийся в сборной лучшим фехтовальщиком. Этот 38-летний умелец решил добыть себе победу любой ценой. Втайне от всех он придумал хитроумное приспособление, с помощью которого стало возможным подсоединить его шпагу к электрической цепи для фиксации уколов, которых на самом деле не было. На какое-то время ему удалось обмануть и судей, и соперников. Победы шли одна за другой до тех пор, пока не случился конфуз. В поединке с британцем Джереми Фоксом электронная система зафиксировала укол, хотя шпага Онищенко даже не коснулась соперника. Хитрость была разоблачена, советская команда снята с соревнований, а сам спортсмен дисквалифицирован и ближайшим рейсом отправлен на родину. И надо сказать, дешево отделался: за неспортивный поступок волейболисты сборной СССР всерьез намеревались выкинуть Онищенко из окна гостиницы. Впоследствии его, многократного чемпиона страны и мира, а также олимпийского чемпиона 1972 года, лишили всех званий, наград и членства в КПСС.
А вот лидер британской сборной Джереми Фокс, невольно ставший инициатором разоблачения, зла на советского коллегу не держал. Может, потому, что вместе с товарищами по команде взял тогда в Монреале олимпийское золото. Поступок Бориса он оправдывал тем, что «в СССР от спортсменов требовали побед любой ценой». «Не сказать, что мы были друзьями, но общались и пили водку после соревнований, – говорил Джереми Фокс. – Это настоящая трагедия прежде всего для самого Бориса. А передо мной он извинился».
1986 год. По первой программе ЦТ показали телемост между Ленинградом и Бостоном «Женщины говорят с женщинами», во время которого прозвучала фраза, ставшая крылатой: «В СССР секса нет»
Ведущими телемоста были популярные тележурналисты Владимир Познер и Фил Донахью.
Фразу «В СССР секса нет» цитируют до сих пор, хотя ее автор Людмила Иванова, ставшая после распада СССР владелицей и генеральным директором кафе-клуба «Сударыня» в центре Петербурга, на самом деле высказалась несколько иначе.
«Я всегда занимала активную общественную позицию, поэтому не сомневалась ни секунды, когда в 1986 году ко мне на улице подошла женщина и вручила приглашение на запись телемоста для женщин «Ленинград – Бостон», – рассказала она в одном из интервью. – Нам сказали, что американок будут приглашать в студию прямо с улицы, как и нас. Американки меня шокировали! Большинство из них были чернокожими, очень толстыми, в грязных футболках и спортивных штанах, непричесанными, без макияжа. А вопросы, которые они задавали! Вот лишь некоторые: как вы боретесь с изнасилованиями (господи, о чем они говорят!); как вы боретесь с начальством, если оно платит вам меньше, чем мужчинам (в СССР мужчины и женщины получали одинаково); как вы боретесь с домашним насилием (да мы такое вовсе не обсуждали открыто)… Вдруг одна из американок как закричит: «Ваша страна развязала войну в Афганистане! Вы должны остановить ее. Прежде всего откажитесь от секса с вашими мужьями! Не будет секса, и они быстро откажутся от войны!» После этой реплики ко мне подскочил Познер с микрофоном, и я ответила: «А как же быть с войной во Вьетнаме? Ваши мужья были там семь лет, а ваши женщины продолжали рожать детей! И кроме того, в СССР секса нет! У нас есть любовь!» Вы не поверите, но до сих пор не могу понять, как я такое выпалила. Хотела ведь сказать, что у нас не принято обсуждать вопросы секса на публике. Но Познер предупреждал, чтобы мы говорили кратко. И при монтаже мою реплику вырезали, оставив лишь одну эту фразу. Ведь на самом деле это был не прямой эфир».
Надо сказать, что телемост вообще порезали изрядно и показали лишь после личного одобрения генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева.