Слышал легенду, что Земля наша и есть - не что иное, как ад, куда посылаются души из некого параллельного мира. Так вот на землю будто бы посылаются души в наказание за проступки на мучения и пытки. Вся наша жизнь будто бы и есть ад – это легенда и фантазия разумеется. Но ведь как похоже, если взглянуть на всю нашу жизнь под этим углом…
Там-то они живут, купаясь в нирване, вечный свет и вечный покой, безмятежность, безмерность…
А здесь у нас? Уже с детства пытка тем, что тебе хочется, а не дают. Пытка тем, что другому дали больше и лучше, чем тебе. Пытка тем, что другого оказывается любят больше, чем тебя. Пытка болезнями. Пытка болью во время рождения детей. Пытка страхом потерять детей. Пытка болезнью детей и их потерей. Пытка, когда дети на твоих глазах голодают. Пытка тем, что другие дети успевают больше и лучше, чем твои, а твои сбиваются с пути, а часто и гибнут.
- Пытка физическими лишениями, под невольным трудом, вообще тяжелым и непосильным трудом. Пытка голодом и холодом, вечной озабоченностью о семье и о своей собственной материальной обеспеченности.
- Пытка неразделённой любовью, ревностью, бессилием, не соответствием желаемого действительному. Пытка уязвлённым самолюбием, ожиданием чего-либо, скукой, тоской, печалью, скорбью потерей ближних… Своих ближних, любимых – и закапывать в землю. Вы только вникните в это!
- Пытка ожиданием собственной смерти и постоянной боязнью её… Я уже не говорю о пытках войнами, тюрьмами и буквальными пытками в тюрьмах…
Ну тут мне, кажется, есть просчет. Все-таки большинство посланных на пытки в конце концов благословляют земную жизнь и даже возносят благодарность за неё и не хотели бы променять нашу юдоль на вечное безмятежное блаженство.
Нет вы заставили меня вспомнить другую похожую, но все-таки другую легенду. Послушайте. Оказывается, где-то там, наверху, или, как вы изволили выразиться, – в параллельном мире, тоже, как и у нас идет борьба, война. Борются свет и тьма, добро и зло, два начала две стороны, две армии. Значит, каждый должен выбрать ту или иную сторону. Но, представьте себе, многие, как и у нас не знают куда примкнуть, под чьи знамена им вставать.
Ну у нас этот вопрос, как вы знаете, решается очень просто: приходит повестка из военкомата… Не спрашивают, хочет ли человек воевать и хочет ли он воевать именно на этой стороне против той. Может быть он вынуждено воюет на этой стороне, а сочувствует другой. Или наоборот. Но речь идет даже не о сочувствии. Сочувствие уже активно, оно уже есть выбор.
Речь идет о совершенно не выбравших, не примкнувших. Полное неведение симпатии и антипатий. А принуждения в виде мобилизации там нет. Трибуналов и расстрелов за дезертирства нет, штрафных батальонов нет. Нет даже пропаганды и агитации.
Необходим вполне добровольный, самостоятельной и осознанный выбор.
Не вижу пока никакой легенды.
Легенда состоит в том, что никуда не примкнувшие не разобравшиеся в добре и зле души посылаются в наш мир, на землю, воплощают в земных людей, чтобы в течение жизненного пути, постоянно варясь в добре и зле, они могли взять ту или другую сторону.
Но почему же мы об этом не знаем?
Главная мудрость. Если бы мы знали, то к нашему выбору примешивались бы дополнительные мотивы, рациональное рассуждение. Мы взвешивали бы за и против и искали бы выгоду и корысть.
Нет.
Выбор должен быть чистым, полным и окончательным. Чтобы ничто не влияло на выбор колеблющейся и не примкнувшей души.
Прежде чем её вселить в бренное и временное тело, дается ей полное забвение того, что было и полное незнание того, что будет. Её отключают от Центральной воли и на время предоставляют ей полную самостоятельность. Выбирай.
В таком случае легионы темных там, параллельном мире, беспрерывно и бурно пополняются. Мало кто сейчас выбирает добро и свет.
Ничего не известно. Разве мы знаем, как итожит свою жизнь каждый человек за пять минут за минуту, за мгновение до смерти, наконец, в самое мгновение смерти? Выбор может состояться в последний миг. Но выбора не состоялось бы, если бы этому мигу не предшествовали бурные страстные десятилетия жизни.
Послушайте! Теорию вашу, условную и метафизическую, мы отбросим. Но если просто взять ее как мерку, как аршин, и подойти с этим аршином к человеческой жизни. К какой-нибудь одной. Легче всего к своей. Вы же литератор. Вы не пробовали взглянуть на свою жизнь с этой точки зрения? Она ведь вся, согласно вашей, пусть и условной теории, проходит между добром и злом, между Богом и дьяволом. Вот и взглянуть бы и разобраться – что в жизни было движение свету, а что движением к тьме.
Я думаю, это невозможно. На доске жизни мы очень плохие, можно сказать дажебездарные шахматисты. Мы не только не видим игры вперед, но не понимаем смысла и последствий ходов, уже сделанных нами.
В сущности, мы играем вслепую, связь явлений, связь причин и следствий нам практически недоступна. Как же я буду оценивать свою жизнь и свои поступки? Почему я знаю, к добру или ко злу приведет движение моей руки?
Я ударю человека, его отвезут в больницу. Это – зло. Но если бы человек не оказался в больнице, он попал бы под грузовик его убило бы насмерть, моё зло оборачивается добром. Но если бы человека не убило грузовиком, то от него родился бы сын, который сделался бандитом и зарезал бы четверых человек, в том числе беременную женщину. А ребенок, погибший в чреве зарезанной женщины, мог бы стать Моцартом или Блоком… Добро опять обернулось злом.
Источник аудио и книга в цифре.