Найти тему
Чердак Умной Эльзы

Женщина в небе: всё выше, и выше и... дальше. 1938 год

Необыкновенные годы - 30-е... сверхнасыщенные, сверхплотные - менялся мир, глобально менялась политика, перекраивались карты, появлялись новые нормы отношений, делались открытия и фиксировались новые рекорды человеческих возможностей. Вместе с миром менялась женщина и менялось её место в мире. Женщины 30-х активно осваивали небо...

Что, забытое нами, стоит за несколькими фотографиями из "Огонька" 1938 года?

Екатерина Слобоженко и Валентина Гризодубова. "Огонек", 1938, №6
Екатерина Слобоженко и Валентина Гризодубова. "Огонек", 1938, №6

Это - знаменитые летчицы Валентина Гризодубова и Екатерина Слобоженко - эти имена были известны каждому, на их счету мировые рекорды полётов среди женщин. Командир и бортмеханик, лучшие подруги, понимавшие друг друга с полувзгляда, 9 октября 1937 года они поставили рекорд скорости, разогнавшись на гидросамолете УТ-2 до 200 километров в час на маршруте Лихоборы — Икша — Лотки — Лихоборы. Спустя несколько дней на том же воздушном судне командир и бортмеханик установили рекорд по высоте полета, набрав 3267 метров.

Екатерина Афанасьевна Слобоженко была универсальным авиаспециалистом — пилотом, бортмехаником и бортрадистом. Редчайшее сочетание! За отличное владение авиационной техникой она была награждена орденом «Знак почета» (1937). (Погибла в 1942 году, выполняя боевое задание в составе экипажа Московской авиагруппы особого назначения).

Валентина Гризодубова - "Чкалов в юбке", поступила одновременно в Харьковский технологический институт и... консерваторию. Она могла бы стать отличным инженером, могла бы - отличной артисткой (музыкальные способности плюс природное обаяние!), но... открывается первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Закончив курсы за три месяца Валентина, оставив институт, поступает в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу Осовиахима. На её счету 5 довоенных рекордов! Кроме Слобоженко летала Гризодубова и со знаменитыми Мариной Расковой и Полиной Осипенко - об этом чуть позже.

Удивительно ли, что набор в авиаклубы всегда шел в обстановке волнения и ажиотажа - пример летчиц-героинь был таким ярким, а описание очередного подвига в "Правде" и "Известиях" таким волнующим!

Одна из моих любимейших фотографий женщин-летчиц 30-х - фотография Зулейки Мамедовой (Зулейхи Габиб кызы Саидмамедовой). Здесь столько счастья в глазах, в безудержной улыбке!

Командир звена Бакинского аэроклуба Зулейка Мамедова (Азербайджанская ССР)
Командир звена Бакинского аэроклуба Зулейка Мамедова (Азербайджанская ССР)

Зулейха Мамедова стала первой военной летчицей-азербайджанкой, первой женщиной-инструктором парашютного спорта в Азербайджане! Про неё надо писать отдельно - вырваться из консервативной восточной культуре девушке было ой, как трудно! Семья, кстати, была не бедной, отец банкир, при этом мать её была неграмотной. Тут у меня много вопросов о том, как девушку из приличной семьи пустили в такое неженское дело... сверстниц Зулейхи ещё в детские 12-14 лет отдавали замуж.

Но Зулейха мало того, что летала в своем Бакинском аэроклубе - она успешно поступила в Азербайджанский индустриальный институт и стала инженером-нефтяником. Мало? Мало! Недра - это хорошо, но надо-то - в небо! Зулейха Мамедова дошла до наркома Ворошилова, чтобы её допустили до экзаменов в... Военно-воздушную академию имени Жуковского! Надо ли говорить, что экзамены в это учебное заведение принимались со всей строгостью? Зулейха их выдержала и поступила на штурманский факультет... 1938 год...

В войну Зулейха Мамедова будет воевать на самолете-истребителе Як-9. 500 боевых вылетов... После войны станет Министром социального обеспечения Азербайджанской ССР.

В том же журнале - фотография неизвестной девушки из Сталинабада (Душанбе). Какое счастливое лицо, а мальчишки-то кругом - как бы они хотели тоже полететь на самолете, прыгнуть с парашютом, пусть даже с вышки!

На парашютной станции. Сталинабад. Фото А. Шайхета. Огонек 1938 №6
На парашютной станции. Сталинабад. Фото А. Шайхета. Огонек 1938 №6

А этим девушкам уже повезло стать студентками авиатехникума:

Студентки авиатехникума Фотоэтюд Л. Смирнова 1938 №15
Студентки авиатехникума Фотоэтюд Л. Смирнова 1938 №15

...Летом 1938 Марина Раскова, Полина Осипенко и Вера Ломако совершили очередной подвиг - был установлен рекорд по дальности перелета на гидроплане МП-1. Вылетев из Севастополя, самолет беспосадочно преодолел расстояние в 2416 км и приводнился на озере Холмовском в Архангельске.

Славные летчицы Полина Осипенко, Вера Ломако и Марина Раскова на аэродроме в Севастополе. Фото А. Слуцкого. "Огонек", 1938 №20
Славные летчицы Полина Осипенко, Вера Ломако и Марина Раскова на аэродроме в Севастополе. Фото А. Слуцкого. "Огонек", 1938 №20

Полина Осипенко в авиацию пришла не совсем обычным путем. В 19 лет выйдя замуж за односельчанина Степана Говяза, она перебралась к нему в Качинскую школу военных летчиков. Поступила там на работу в столовую. Обеды курсантам и офицерам приходилось доставлять на разные аэродромы, Полина летала как представитель столовой. Точно неизвестно, но, кажется именно там ей стали "давать порулить" - в общем, летать на У-2 Полина научилась как-то сама по себе. Тогда Полина стала добиваться права поступить курсантом в Качинскую школу военных летчиков - вместе с ней поступило шесть девушек - и её подруга Вера Ломако.

Первый рекорд Осипенко - рекорд высоты полета в открытой кабине. 22 мая 1937 года под Севастополем она сумела покорить высоту 8 886 метров (по другим данным 9100 метров), оставив далеко позади рекорд итальянской летчицы Контессы Негроне, которая до этого покорила высоту 6200 метров.

Уже через несколько дней 27 мая 1937 года Полина Осипенко на том же гидросамолете установила рекорд полета с грузом массой полтонны, летчице покорилась высота 7605 метров. В этот же день, но уже позднее, МП-1бис под управлением Осипенко опять штурмовал рекорды, на этот раз самолет с грузом массой в одну тонну поднялся на высоту 7009 метров. Посадка самолета-амфибии осуществлялась на водную поверхность севастопольской бухты.

Вера Ломако была приглашена в экипаж по рекомендации Осипенко, и не потому что была её подругой - Ломако с её настойчивостью, находчивостью и упертым характером при абсолютном знании матчасти и хладнокровии в полете была отличным напарником. Выбор был верный - Ломако в качестве второго пилота-бортмеханика подменяла при необходимости Полину Осипенко (рули самолетов тогда были без гидроусилителя!), пробиралась в хвост самолета, чтобы проверить расход топлива и масла.

Рекордный перелет в июле 1938 года по замкнутой кривой Севастополь - Архангельск завершился триумфом, гидросамолет МП-1 преодолел расстояние между городами в 2416 километров примерно за 9,5 часов.

Полина Осипенко, Вера Ломако и Марина Раскова в севастопольском доме отдыха на прогулке перед своим рекордным перелетом Севастополь - Архангельск. Фото Я. Слуцкого. "Огонек", 1938, №20
Полина Осипенко, Вера Ломако и Марина Раскова в севастопольском доме отдыха на прогулке перед своим рекордным перелетом Севастополь - Архангельск. Фото Я. Слуцкого. "Огонек", 1938, №20

Но неугомонные летчицы уже в сентябре 1938 года отправились с следующий беспрецедентный полет - Москва - Дальний Восток. Идея этого полета принадлежала уже Валентине Гризодубовой. Для этого конструкторам пришлось изрядно поломать голову. Бомбардировщик ДБ-2 ОКБ Туполева доработало - так появилась модель АНТ-37бис (ДБ-2Б) "Родина".

Перелет шел в сложнейших условиях - плотная облачность закрыла обзор уже в 50 километрах от Москвы, пришлось идти выше уровня облаков по радиомаякам. Но облака поднимались выше 7000 метров - и часть пути пришлось идти в плотной облачности. Это требовало высочайшего профессионализма и предельного хладнокровия. Затем обледенение корпуса заставило подняться выше уровня облаков и лететь дальше в кислородных масках. В довершение бед отказало радиооборудование. В районе предполагаемого приземления метеоусловия тоже были неподходящими, к тому же топливо в баках было на пределе.

Валентина Гризодубова, командир экипажа, принимает решение садиться в тайге. Марине Расковой был отдан приказ прыгать с парашютом - штурман в самолете находился в прозрачной нижней кабине, и при аварийном приземлении гибель была неминуемой.

Марина Раскова прыгает с парашютом, успешно приземляется и десять дней с ножом, пистолетом и минимальным запасом продовольствия идет по тайге к людям... Осень, сильные сентябрьские заморозки, по ночам - рев медведя или мяуканье рыси, в карманах из продовольствия - лишь пара шоколадок.

Осипенко и Гризодубова благополучно приземлились. Оставалось ждать помощи... Надо сказать, что самолет был настолько удачно посажен на марь - заболоченное место, что достаточно было относительно небольшого ремонта и доставки горючего, чтобы машина вновь поднялась в воздух.

Полет прошел не идеально, но, не смотря на все сложности, рекорд был побит.

17 ноября 1938 года Международная авиационная федерация утвердила дальневосточный перелёт Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой как мировой женский рекорд среди полётов на дальность по прямой без посадки. А три лётчицы самолёта с названием «Родина» стали первыми в нашей стране женщинами, удостоенными звания и золотых звёзд Героя Советского Союза...

Увы, Полина Осипенко трагически погибнет в 11 мая 1939 года во время тренировочного полета.

Марина Раскова, "крестная мать" "ночных ведьм" погибла в январе 1943 года - подвели метеоусловия.

Вера Ломако летала в Великую Отечественную на Як-1. Перехватывала вражеские бомбардировщики над Москвой. Участвовала в освобождении родной Беларуси. Дожила до 1984 года в Москве.

После войны Валентина Гризодубова и Вера Ломако встретятся и посадят в Минске на улице Янки Купалы каштан в память о боевых подругах. Будем помнить и мы...

Искренне ваша, Умная Эльза.