Поднебесная примерила на себя кафтан монополиста и захватывает российский автомобильный рынок
Автомобильный рынок ДФО восстанавливается. Об этом говорит статистика продаж и выводы доклада Центробанка «Региональная экономика: комментарии ГУ ЦБ» Подробности — в материале ИА Vostok.Today.
Санкционное давление, пожалуй, больнее всего ударило по российскому автопрому. Основная причина — доминирование на рынке производителей с участием иностранного капитала.
Параллельный импорт не рулит
Иностранные автоконцерны в прошлом году в один момент закрыли почти все свои производства в России. На этом фоне продажи новых машин в целом по стране упали на 58%, выпуск провалился на 67%. Российский сегмент производителей автомобилей просел чуть меньше — на 40%, но тоже ощутимо. Это связано со сбоями в поставках комплектующих.
Картина начала меняться только к середине этого года. В июне по данным агентства Автостат, было продано в 2,5 раза больше машин, чем год назад, рост к маю составил 14%. Отчасти это связано с восстановлением отечественного производства — АвтоВАЗ нарастил продажи перезапущенной Lada Vesta. Но в целом на рынке сдерживающим фактором остается дефицит комплектующих и кадров.
«Региональные производители испытывают нехватку технически сложных компонентов и подготовленного персонала», — отмечают авторы доклада, опираясь на мнение участников рынка из регионов.
Канал параллельного импорта, по оценкам экспертов Центробанка, не оказывает сильного влияния на рынок. Пока на него приходится около 10% продаж. В основном по этому каналу поставляются небольшие партии премиальных автомобилей под заказ. По словам автодилера с Дальнего Востока, доля новых автомобилей, завозимых таким образом, в структуре продаж незначительна.
«Это связано с недостатком запчастей на них, отсутствием гарантийных обязательств, а также с высокой стоимостью», — объясняют эксперты Центробанка.
Ранее мы писали: Жители Дальнего Востока пересаживаются на кредитные лады
Поговорим на китайском
Главным же драйвером восстановления продаж является глубокое проникновение на российский рынок китайских брендов. По информации авторов доклада, на Поднебесную приходится свыше 70% импорта легковых автомобилей.
За первые пять месяцев 2023 года китайские автопроизводители экспортировали в Россию оптом больше автомобилей, чем на внешние рынки какой-либо другой страны. Согласно данным, опубликованным китайской таможней, Китай поставил в Россию около 287 тысяч готовых автомобилей с января по май.
Рост продолжился и в июне. Chery и Haval нарастили продажи за этот месяц в 4 раза, Changan — аж в 20 раз.
По мнению экспертов, успех китайских автопроизводителей обеспечивает отсутствие конкуренции. Китай в России, по сути, сейчас пользуется своим монопольным положением.
Об этом же говорит и статистика автокредитования. По информации пресс-службы ВТБ в ДФО, продажи китайских авто с участием банка в первом полугодии выросли в четыре раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Наибольшей популярностью у клиентов банка пользуются автомобили марки Omoda. На их приобретение заемщики взяли 36% автокредитов от общей суммы выдач на новые авто. Второе место держит Changan (20% клиентов выбрали эту марку). На третьем — Haval (15,6%), на четвертом — Сhery (9,6%), замыкает пятерку лидеров Geely (7%). Кроме того, потребители часто выбирают Jac, Faw, Kaiyi, Lifan и Great Wall.
Средний размер одного кредита на приобретение продукции китайских производителей в этот период составляет около 1,7 млн рублей, и это на 3% выше показателя на начало года.
Начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников рост интереса потребителей к китайским авто связывает с двумя факторами.
«Во-первых, существенно сократился выбор из-за ухода западных брендов. Во-вторых, российские автолюбители пересмотрели свое отношение к китайским маркам. В машинах из Китая они начали ценить широкое техническое оснащение, современный дизайн и достаточно доступные цены», — отмечает эксперт.
Кроме того, китайские автоконцерны в последнее время занялись развитием дилерских сетей в России. По итогам первого полугодия 2023 года общее количество китайских дилерских центров в России приблизилось к 1,5 тысяч и составило 46% всей официальной дилерской сети страны.
Лидерами по числу новых салонов, открытых в первом полугодии 2023 года, стали марки Jetour (74 салона), Kaiyi (65) и Livan (47). Далее следуют Changan и SWM, которые открыли по 39 салонов, затем BAIC (36), JAC (31), Tank (25), Chery (23) и Geely (29). Лидируют по общему числу салонов в России Chery (196), Geely (151) и Changan (127).
Большим преимуществом китайских марок также является и доступность запасных частей.
Несмотря на значительные изменения, спрос на новые легковые автомобили в ДФО все еще остается ниже докризисного уровня. Но даже в этом состоянии он пока еще опережает предложение.
Подержанные авто выхолят на трассу
Сокращение производства и одновременное наращивание импорта привели к значительному изменению структуры предложения легковых автомобилей. Если раньше более половины предложения обеспечивали производимые в России иномарки, то теперь их доля упала в разы. При стабильной доле отечественных моделей бóльшая часть доступных автомобилей теперь представлена импортом. Причем в его структуре стали преобладать подержанные модели, на которые приходится более трети совокупного предложения.
«За полтора года российский авторынок понял, откуда и какими методами завозить не только новые, но и подержанные автомобили.
Основной канал ввоза — Дальний Восток. Дело в том, что в Японии остро стоит проблема утилизации автомобилей, а российские автолюбители активно закупают там поддержанные автомобили. Есть также несколько источников пополнения авторынка — это известные схемы ввоза через Казахстан, Киргизию, Армению и Эмираты», — объясняет автоэксперт Артем Бобцов.
Рост импорта заметнее всего на Дальнем Востоке. Физлица в первом полугодии ввезли через таможню Владивостока 130 тысяч подержанных авто, это в два раза больше, чем годом ранее. В основном, б/у автомобили ввозят из Японии и Южной Кореи.
Рынок подержанных авто растет, как и спрос на б/у транспорт. По оценке экспертов «Открытие Авто», по итогам января-июня россияне подали в 1,5 раза больше заявок на оформление автокредитов по сравнению с первым полугодием 2022 года. При этом если спрос на кредиты для покупки новых автомобилей увеличился на 19%, то на авто с пробегом – на 58%.
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы помогаете развитию канала