На днях я показывал усадьбу, которую купец и меценат Иоганн Прове построил для своих младших детей – близнецов Федора и Аделины. А сегодня, как и обещал, покажу собственный дом Ивана Карловича, как его звали на русский лад.
Знакомьтесь: это дом, стоящий по адресу Новая Басманная, 16. В старину ему принадлежал обширный сад, который теперь стал частью сада имени Баумана.
К слову сказать, интересна и разнообразна…
…Предыстория этого дома
В середине восемнадцатого века участок принадлежал некоему Василию Чулкову, истопнику ни много ни мало, а самой императрицы Елизаветы Петровны. От него перешел к племяннику его жены, который служил придворным танцмейстером.
В пожаре 1812 года прежняя усадьба сгорела, но спустя три года была отстроена заново из камня в классицистическом стиле, с портиком на шесть колонн. Иными словами, тогдашний дом, стоявший на этом месте, был не слишком похож на здание, которое мы видим сегодня.
В 1838 году дом на Новой Басманной купила Екатерина Петровна Ростопчина, вдова покойного Федора Васильевича Ростопчина, губернатора Москвы, который во время Наполеоновского нашествия управлял ополчением, и, как о нем говорили – был ответственен за поджог Москвы, а после окончания Отечественной войны руководил программой по восстановлению сожженного города. А заодно являлся соавтором, пожалуй, первого в Москве проекта по типовому строительству.
Согласно городской истории, последние годы Ростопчины жили раздельно. Губернатор оставил свою супругу после того как та перешла в католицизм. С 1824 года она жила одна, а купив этот дом, поселилась в нем вместе со своей невесткой – Евдокией Ростопчиной-Сушковой, опальной поэтессой, подругой Жуковского, Пушкина и Лермонтова.
...Раба ли я или подруга —
То знает Бог!.. Я ль избрала
Себе жестокого супруга?
Сама ли клятву я дала?..
Жила я вольно и счастливо,
Свою любила волю я;
Но победил, пленил меня
Соседей злых набег хищливый.
Я предана, я продана —
Я узница, я не жена!
Напрасно иго роковое
Властитель мнит озолотить;
Напрасно мщенье, мне святое,
В любовь он хочет превратить!
Не нужны мне его щедроты!
Его я стражи не хочу!
Сама строптивых научу
Платить мне честно дань почета.
Лишь им одним унижена,
Я враг ему, а не жена!
(Фрагмент баллады «Насильственный брак» Евдокии Ростопчиной, в которой явственно читалась аллегория на союз России с Польшей)
И, кстати сказать…
…Не только русские литераторы прославили этот дом
В 1858 году, незадолго до кончины Евдокии Петровны, здесь гостил Александр Дюма-отец. Он навещал ее, уже тяжелобольную, по пути из Петербурга на Кавказ.
Каким образом они познакомились – русская поэтесса и прозаик француз, трудно сказать. Но дама была небесталанна. Дружила с Пушкиным. Последний раз они виделись за день до его дуэли. Лермонтов так и вовсе отзывался о ней, говоря: «Умеешь ты сердца тревожить».
Дюма же, вернувшись на родину, рассказывал, что был очарован тем, как она держалась, несмотря на тяжкую болезнь. А позднее даже опубликовал свои воспоминания о той встрече:
«...об уме того милого, остроумного и поэтического друга одного дня, воспоминание о котором я сохраню во всю жизнь»
Ростопчина даже пообещала ему перевести на французский Пушкинское «Во глубине сибирских руд». Что и сделала, незадолго до смерти отправив писателю конверт с текстом перевода и маленькой запиской: «Когда вы получите мое письмо, я буду мертва или очень близка к смерти».
Годом позднее, в 1859-м, умерла и Екатерина Ростопчина, а их прославленный дом достался Сергею Васильевичу Шереметеву. А в 1870-м, успев за одиннадцать лет сменить еще пару хозяев и даже побывать в статусе съемной жилплощади…
…Был куплен Иваном Карловичем Прове
Тот, не удовлетворившись классическим, но недостаточно необычным – на его вкус – особняком, пригласил архитектора Роберта Андреевича Гёдике, в Москве не очень известного, зато популярного в Петербурге, перестроить дом. И автор Елизаветинской детской больницы, особняков Нарышкиных, Орловых-Давыдовых и Брокгаузена, а заодно и член комиссии по постройке знаменитых «Крестов», превратил классику в эклектику.
Убрал портик, вид которых к тому времени уже набил оскомину некоторым тяготеющим к новомодным веяниям москвичам, оформил фасад лепными деталями.
Вместо колоннады портика появились отделанные рустом «под шубу» пилястры, а окна цокольного этажа обрамили наличники черного мрамора, которым отделан и фундамент цоколя (4 фото).
Внутри дом украсили скульптуры, их архитектор заказал известному в те годы Александру Михайловичу Опекушину. Его же мастерская изготавливала и лепные украшения фасада.
А еще к дому пристроили дополнительный объем, в котором разместился зимний сад. В усадьбе также появились оранжерея, конюшня на четыре стойла, каретный сарай, палисадник и большой сад, о котором я упоминал выше. И это не считая дворницкой, прачечной, кучерской и кучи других мелких пристроек и домиков.
После кончины Ивана Карловича, имение досталось его старшему сыну Роману (а детей у Прове, как мы помним, было шестеро). Когда же в России случилась революция, Роман Прове вместе с семьей вернулся на родину предков, в Германию.
Дом же, как водится, национализировали. Что в нем было в последующие годы – мало известно, да и очень ли интересно?
Сегодня в особняке размещается Военная комендатура города Москвы.
А еще недавно особняку был присвоен статус объекта культурного наследия.
«Статус регионального объекта культурного наследия обеспечил историческим постройкам охрану государства. Любые ремонтные или реставрационные работы здесь теперь будут проводиться только под контролем и после согласования с городским Департаментом культурного наследия. Дом с флигелем и оградой запрещено сносить, а их исторический облик нельзя нарушать»
(Алексей Емельянов, глава Департамента культурного наследия Москвы)
А в этой подборке можно познакомиться и с другими остановками в моей фото-прогулке по Басманным улицам и их окрестностям:
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!