Knochensack (костяной мешок) был прозвищем немецких комбинезонов для прыжков с парашютом, предназначенных для ношения поверх снаряжения парашютиста, сделанного для Fallschirmjäger (десантников) Люфтваффе во время Второй мировой войны. Они были выполнены в различных камуфляжных узорах.
В 1936 году, когда немецкие парашютисты ещё входили в состав немецкой армии, использовалось несколько моделей. Первый образец, использовавшийся ВВС Германии (в 1938 году), был изготовлен в зеленом цветовом решении. У него была передняя молния, но она не открывалась полностью, и ее нужно было надевать, как комбинезон. Использование молний в (военной) одежде все еще было чем-то вроде новинки.
В более ранних моделях карманов не было. Со временем были добавлены сначала один, два, а затем и четыре кармана, а у некоторых сзади была кобура для сигнального пистолета.
Во время десантирования, парашютные стропы цепляются за экипировку. Поэтому для удобства Fallschirmjäger'ов и были разработаны прыжковые комбинезоны. Шились они из хлопчатобумажной ткани повышенной прочности. В начале ВМВ парашютисты носили комбинезоны двух видов — армейский из ткани х/б и “Образца №1”, разработанный для десантников Люфтваффе. “Knochensack” — застегивался спереди на две параллельные молнии. Имел боковые карманы-прорези. Эмблему Вермахта – орел – нашивали с правой стороны, на груди (у офицеров – серебристый, у рядовых и унтер-офицеров – сероватый). Комбинезон был короче своих более поздних аналогов и имел светло-зеленый цвет который отличался от традиционного “фельдграу”. "Образец №1" был сделан из той же х/б ткани светло-зеленого полотна, что и армейский, но имел больший отложной воротник, встречались также комбинезоны серо-стального цвета.
Главное отличие от “Knochensack” - две короткие штанины: по замыслу, они должны были препятствовать сползанию комбинезона вверх во время прыжка. Через прорези на месте карманов, было удобно попасть в карманы брюк. Пикирующий кондор, эмблема Люфтваффе, нашивался на правой стороне груди. Застежка вначале была пуговичная однорядная затем на месте пуговиц появилась молния. До 1940 г. карманов на комбинезонах не было; затем появился один нагрудный карман. Модифицированные "Образцы №1" получили дополнительные карманы. Например во время операции "Меркурий" парашютисты были облачены в комбинезоны с четырьмя карманами (по два на бедрах и на груди). Все карманы застегивались на молнию из белой пластмассы. В целях предотвращения демаскировки, карманы начиная с 1941 г. получили клапаны. Для удобства застегивания, пуллеры молний были снабжены ярлыками из коричневой кожи. Вторая модель прыжкового комбинезона Люфтваффе появилась в начале 1941г. Ввиду нареканий, от коротких штанин решено было отказаться. Застежка стала проходить от горлового выреза до нижней части комбинезона, вдоль которой шел ряд пуговиц или кнопок. Благодаря новой системе появилась возможность оборачивать перед прыжком полы комбинезона вокруг ног, а после приземления — быстро расстегнуть и тем самым превратить комбинезон в куртку.
Застежка состояла из трех потайных больших черных пластмассовых пуговиц и трех кнопок по борту. Карманы получили молнию из нержавеющей стали взамен пластмассовой. По обоим бокам были потайные разрезы на “молниях”, что облегчало доступ к одежде под комбинезоном. В целях облегчения доступа к оружию на правом бедре сзади появился специальный карман-кобура для пистолета. Манжеты на рукавах застегивались на две кнопки.
"Образец №2" получил так называемый "оскольчатый " камуфляжный рисунок. Если первые экземпляры комбинезона 2-го образца еще имели прежнюю стандартную окраску, то в последующем стали выпускаться только в камуфляжном варианте. Серо-голубые эмблемы с орлом Люфтваффе были заменены на зеленые либо цвета “фельдграу”. Благодаря камуфляжным комбинезонам германских десантников стали называть “зелеными дьяволами”.
В 1943 году появился третий последний вариант парашютного комбинезона. Изменения коснулись камуфляжного рисунка - основной фон стал светло-оливковым, а края пятен размытыми.
Как известно, предшественником Люфтваффе были так называемые Имперские военно-воздушные силы, созданные еще при кайзере в 1910 году. Именно тогда мирное изобретение братьев Райт стало мощным и страшным оружием. Во время Первой Мировой Войны Кайзеровская Германия до того успешно использовала военную авиацию, что после её разгрома в 1919 году в навязанном немцам Версальском мирном договоре союзники запретили Веймарской Республике иметь не только военную, но даже гражданскую авиацию. Однако стоит отметить, что уже к 1922 году немцам разрешили возродить гражданский воздушный флот, правда с некоторыми ограничениями. Истины ради, стоит сказать, что несмотря на официальный запрет, ВВС в Германии начали возрождать практически сразу после заключения мира. Сначала деятельность по первичной подготовке будущих боевых пилотов Люфтваффе была закамуфлирована под безобидные детские и юношеские авиакружки и спортивные секции, затем была просто перенесена за пределы страны. Кроме всего прочего, уже к середине 20-х годов ХХ века в Германии было возрождено производство в области авиастроения, причем за счет современного оборудования оно стало не только высокоэффективным но и максимально современным. Речь идет о таких промышленных гигантах как заводы Focke-Wulf (Фоккевульф) в Бремене, Dornier (Дорнье) в городе Фридрихсхафен, Heinkel (Хейнкель) в Варнемюнде, Junkers (Юнкерс) в Дессау, Messerschmitt (Мессершмитт) в Аугсбурге. Так что во многом именно благодаря тому, что авиапромышленность Германии была полностью уничтожена, Люфтваффе восстало из пепла не только быстро но и достаточно эффектно - так сказать во всеоружии. Уже ко второй половине 20-х Германия готова была противопоставить деревянным бипланам союзников металлические монопланы с убирающимся шасси, что к моменту возрождения немецких ВВС поставило их не просто в один ряд с воздушными флотами Англии, Франции и США, но намного выше. Важной вехой в восстановлении военного потенциала немецкой авиации стала реорганизация гражданской авиакомпании Люфтганза, в результате которой она получает разрешение на обслуживание коммерческих рейсов в Западной Европе. Именно это дает необходимый толчок немецкой авиапромышленности и очень быстро Люфтганза становится самой технически оснащенной и современной авиакомпанией мира.
Хоть и в нарушение условий Версальского мира, начинается подготовка будущих боевых пилотов Люфтваффе в летных школах Люфтганзы, где они приобретали опыт полетов в условиях плохой погоды и видимости. Таким образом стоит отметить, что Адольф Гитлер придя к власти в 1933 году уже имел плацдарм для строительства нового Военно-Воздушного Флота будущего Третьего рейха. Это и мощная авиационная промышленность, и большой интерес финансовых магнатов Германии к гражданской и военной авиации. Именно на деньги банкиров и благодаря накопленному промышленному потенциалу страны родились Люфтваффе.
С момента создания ВВС их бессменным руководителем был один из верных сподвижников фюрера Герман Геринг - высококлассный военный летчик Имперских Военно-Воздушных Сил. Именно он сумел "сколотить команду" из настоящих специалистов воздушного дела: бывший директор Люфтганзы Эрхард Мильх, прекрасный организатор и управленец пехотный генерал-лейтенант Вальтер Вефер. Именно эти люди в обстановке строжайшей секретности начали строить Люфтваффе. Уже к 1935 году в Германии было построено множество военных аэродромов, новых авиационных заводов, колоссальное количество баз для тренировки будущих асов Геринга. Количество боевых самолетов различных типов к этому времени выросло практически до 2000 единиц. После этого Гитлер уже ни от кого не скрывал, что ВВС в Германии снова существуют, однако никто из союзников уже ничего не мог поделать - стало слишком поздно.
Десант на форт Эбен-Эмаль — эпизод Второй мировой войны, в ходе которого отряд немецких воздушных десантников (85 бойцов) под руководством обер-лейтенанта Рудольфа Витцига в течение суток 10 мая 1940 года взял штурмом хорошо укрепленный стратегический бельгийский форт Эбен-Эмаль (в 20 км к северу от Льежа) с гарнизоном 1200 человек. Это был первый в мире случай массированного налёта парашютных войск с использованием большого количества планеров, приземлявшихся непосредственно в районе самой крепости
Блицкриг на Западе. 80 лет назад, 28 мая 1940 года, капитулировала Бельгия. Бельгийское общество, чувствуя себя в полной безопасности за стеной «неприступных» укреплений и рассчитывая на помощь Англии и Франции, сильно ошиблось. В Бельгии ждали позиционной войны по образу Первой мировой войны, а получили психологическую и молниеносную войну.
Уже в первый день войны 10 мая 1940 года гитлеровцы одержали в Бельгии удивительную победу. Они взяли считавшимся неприступным форт Эбен-Эмаль (Эбен-Эмаэль). Тем самым повергли Бельгию в шок и трепет. Немцы взяли крепость десантом с планеров! На тот момент это казалось чудом, которое парализовало волю бельгийцев к сопротивлению.
Форт был передовым достижением военных инженеров того времени. Крепость стояла в 10 километрах южнее голландского Маастрихта и к северо-востоку от Льежа. На юг к Льежу тянулся канал Альберта – серьёзная водная преграда, которую надо было форсировать, чтобы наступать на столицу страны Брюссель. Берега отвесные, по течению расположены железобетонные доты (каждые 500—600 метров). Канал прикрывает старую крепость Льеж, центр целого укрепрайона. Форт Эбен-Эмаль — это северная узловая точка этого укрепрайона. Он прикрывал важнейшие мосты через канал Альберта, которые были подготовлены ко взрыву. Восстановить мосты под огнем крепостной артиллерии было невозможно. Также артиллерия форта могла обстреливать железнодорожный узел и мосты в самом голландском Маастрихте.
Крепость располагалась на холмистом плато, была укрепрайоном размером 900 на 700 метров. С северо-востока твердыня была прикрыта 40-метровым обрывом, примыкавшим к каналу. С северо-запада и юга – ров. Форт считался неприступным и должен был утопить в крови любую атаку. Форт был вооружен несколькими десятками орудий и пулеметов в казематах и вращающихся бронебашнях: 75-и 120-мм орудия (с их помощью можно было обстреливать дальние цели), 47- и 60-мм противотанковые пушки, зенитные, станковые и ручные пулеметы. Все огневые точки были соединены подземными галереями. Плюс наблюдательные пункты, противотанковые рвы, прожекторы и подземные сооружения. Гарнизон составлял свыше 1200 человек, но форте располагалось около 600 человек, остальные были в резерве вне крепости.
Бельгийцы учли опыт Первой мировой войны, когда укрепления гибли под ударами мощной артиллерии. Для строительства использовали железобетон вместо обычного бетона. Пушечные казематы были упрятаны на большой глубине в плато, что делало их неуязвимыми даже для 420-мм осадных орудий. Против казематов на склонах были бессильны пикирующие бомбардировщики и танки (у немцев и не было тогда тяжелых танков). Бельгийцы легко бы расстреляли немецкие танки из имеющихся орудий. Кроме того, Эбен-Эмаль могли прикрыть соседние форты – Понтисс и Брашон.
Таким образом, чтобы вторгнуться в Бельгию, гитлеровцам надо было взять Эбен-Эмаль. По всём расчётам гитлеровцам пришлось бы потратить на это две недели. Форт должен был сковать две дивизии. Немцам нужно было подтянуть осадную артиллерию и сильную авиационную группу. А пока немцы увязнут у стен крепости, подойдут французские и британские дивизии, усилят бельгийскую армию вторым эшелоном и резервами. Бельгия устоит, война примет затяжной характер, смертельный для Рейха. Поэтому под защитой Эбен-Эмаля и других укреплений бельгийцы чувствовали себя вполне уверенно.
Тем сильнее был шок бельгийцев, когда гитлеровцы взяли форт в первый же день войны. 10 мая 1940 года на форт с помощью планеров высадилось 78 парашютистов 7-й авиадивизии (штурмовой отряд Коха). Такая атака стало полной неожиданностью для бельгийского гарнизона.
С помощью взрывчатки и огнемётов гитлеровцы разрушили часть укреплений. Гарнизон засел в убежищах и контратаковать не осмелился. Когда к немецким десантникам подошло подкрепление, бельгийцы сдались.
Последствия. Десант на форт Эбен-Эмаль являлся только частью операции по нейтрализации бельгийской обороны и захвата важных мостов через канал. В целом эта прекрасно скоординированная операция увенчалась блестящим успехом: артиллерия форта Эбен-Эмаль была нейтрализована и десантники захватили неразрушенными два из трёх мостов. Их захват, а также нейтрализация артиллерии в Эбен-Эмаль позволило немецким пехотным и бронетанковым частям 18-й армии пройти через бельгийскую оборону и войти в сердце Бельгии.
В послевоенном издании генерал Курт Штудент писал об операции и, в частности, об усилиях группы «Гранит»: «Это был пример образцового, дерзкого и решающего значения. Я изучал историю последней войны и сражения на всех фронтах. Но я не смог найти среди множества блестящих действий — предпринятых другом или врагом, ничего, что можно было бы сравнить с успехом, достигнутым штурмовой группой Коха».
Операция «Дуб» (нем. Unternehmen Eiche) — кодовое наименование операции по освобождению свергнутого итальянского диктатора Бенито Муссолини, проведённая 12 сентября 1943 года батальоном парашютистов с участием немецкого диверсанта австрийского происхождения оберштурмбаннфюрером СС Отто Скорцени в Гран Сассо д’Италиа в Абруццо.
Успех этой операции принёс Отто мировую славу (после публикаций об этом в американской прессе в 1960-е годы) и очередную награду — Рыцарский крест. За операцию по своему освобождению Муссолини пообещал Скорцени орден «Ста мушкетёров», но награждения так и не было. Немецкий генерал Типпельскирх, написавший фундаментальный труд «История Второй мировой войны», охарактеризовал эту акцию как: «авантюрная, стоившая немецким десантникам многих жертв».
После высадки войск союзников в Италии 24 июля 1943 года созванный Большой фашистский совет объявил Муссолини виновным во всех ошибках в ходе Второй мировой войны, а на следующий день по личному приказу короля Виктора Эммануила III при участии маршала Бадольо, графа Гранди и генерала Амброзио диктатор Муссолини был арестован сразу после аудиенции у короля. Гитлер узнал о событиях в Риме в ночь на 26 июля и приказал организовать миссию по поиску и освобождению с требованием, чтобы Муссолини был невредим при любых обстоятельствах.
Скорцени и его команде пришлось выбрать прибытие к высокогорной гостинице «Кампо Императоре» без сильного шума на планерах, где под охраной держали бывшего диктатора Муссолини, только по воздуху с помощью DFS-230 это удалось сделать, а посадку обычных самолётов не позволял ландшафт.
Десант осуществлялся на двенадцати планерах, при этом два из них перевернулись еще при взлете с аэродрома, третий разбился, не долетев до цели, а четвертый при посадке на плато перед отелем, таким образом погиб 31 парашютист и пилот планера, еще 16 получили увечья. Охрана отеля, превышавшая по численности немецкий десант, будучи застигнутой врасплох, не оказала сопротивления.
В 14:45 командующий операцией майор Харальд Морс прибыл в гостиницу по канатной дороге и вызволил Муссолини.
Спустя время невредимого дуче посадили в самолет, и он улетел на одном из физелеров Fi 156 «Шторх» (немецкий армейский лёгкий самолёт разведки). Успех операции оказался под угрозой, когда Скорцени настоял на том, что полетит на том же самолёте — в горах и при имевшихся взлётных условиях двухместный физелер оказался перегружен, когда в него сели три человека.
С определёнными трудностями капитан Герлах, личный пилот генерала Штудента, сумел доставить обоих пассажиров на расположенный в 30 км южнее Рима аэродром Пратика ди Маре, где они приземлились в 15:38. Оттуда Муссолини немедленно вылетел в Вену на Heinkel He 111 (немецкий средний бомбардировщик), где он переночевал и на следующий день был доставлен в Мюнхен. 14 сентября в 14:30 он встретился с Гитлером в штаб-квартире фюрера в Растенбурге.
В ходе операции у Муссолини были изъяты и переписаны дневниковые записи, которые он вел во время своего заключения на островах Понца и Ла-Маддалена. Записи были возвращены ему только после просьбы в Гарньяно. Эти записи получили впоследствии название «Понтийские и сардинские мысли», они в основном отражали подавленное настроение Муссолини и в остальном оказались несущественными для немцев.
Нацисты Германии стремились воспользоваться тем небольшим профашистским настроением, которое осталось в Италии. Муссолини после освобождения поставили в качестве лидера марионеточной Итальянской Социалистической Республики, в городе Сало на озере Гарда в северной Италии. Однако дуче осталось недолго править, а спустя время после освобождения Италии был казнен.
Судьба Отто Скорцени сложилась иначе, он сдался в плен американским войскам в Зальцбурге в 1945 году. С тех пор он находился в тюрьме сначала в Дахау, а затем в Дармштадте. Суд над ним завершился оправданием по делу о военных преступлениях по обвинению в пытках американских заключенных, однако Скорцени все равно был помещен под стражу. В обмен на свободу он согласился сотрудничать с американской разведкой, сдав многих бывших нацистов.
«Освобожде́ние» — киноэпопея из пяти фильмов о Великой Отечественной войне, снятая совместно несколькими странами в 1968—1972 годах, режиссёра Юрия Озерова по сценарию Юрия Бондарева и Оскара Курганова. Съёмки фильма проходили в период с 1967 по 1971 год.
Фильм второй — «Прорыв», 1969 год
Идёт освобождение Орла и Белгорода, а также оставление немцами Харькова. Впереди форсирование Днепра. Реальный факт создания ложного плацдарма на правом берегу Днепра с тем, чтобы оттянуть на него крупные силы немцев. Плацдарм был полностью окружён, и большая часть его защитников погибла. Лишь немногим удалось прорвать окружение и выйти к основной переправе советских войск. В этот список авторы включили и своих героев — капитана-артиллериста Цветаева и майора Орлова. В это же самое время Бенито Муссолини был арестован в ходе заговора маршала Пьетро Бадольо. По приказу Адольфа Гитлера дуче освободила специальная группа Отто Скорцени. Немецко-фашистские войска вторглись в Италию. Фильм заканчивается Тегеранской конференцией.
Картину консультировали сотни специалистов и участников тех событий. С немецкой стороны одним из консультантов выступал полковник ННА Иоб-Вильгельм Хеннинг Дитрих фон Вицлебен, внучатый племянник фельдмаршала Эрвина фон Вицлебена — одного из участников «заговора генералов» 20 июля 1944 года, польскую сторону консультировал польский полковник, участник Второй мировой войны Збигнев Залуский.
другие статьи: