Найти в Дзене
Minsknews.by

Колония для подростков, попрошайничество и забвение. Какой была судьба известного актера Петра Алейникова

Оглавление

«Ребятки, сейчас будет комедь!» Эту реплику произнес персонаж Петра Алейникова в фильме «Трактористы» (1939), когда актер находился в зените славы. Однако были в его жизни и черные полосы: колония для подростков, попрошайничество и забвение. О судьбе актера — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

-2

Из подворотни на бал

В 1990-е и начале 2000-х только ленивые журналисты не писали о похождениях в подпитии закадычных друзей — актеров Петра Алейникова и Бориса Андреева. Они то валили на землю киоски, то разбивали витрину в мебельном магазине и на выставочных кроватях укладывались спать. А когда наутро милиционеры доставляли их в отделение, там неразлучная парочка продолжала фестивалить. Например, однажды стражи порядка не смогли составить на них протокол, так как Борис махом выпил чернила из настольного письменного прибора в милицейском участке. Всё это забавно, но жизнь Алейникова состояла не только из кутежей и веселых похождений.

Родился Пётр Мартынович 12 июля 1914 года в деревне Кривель Могилевской губернии. В 10 лет мальчишка лишился отца. С матерью отношения не ладились, и парень ушел из дома, стал беспризорником. Попрошайничал, подворовывал. Фраза «Дядя, дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку» про него. Именно тогда зарождался образ авантюрного, ироничного смельчака, который актер всю жизнь использовал в своих ролях. А народу это нравилось. Персонаж-то до боли узнаваемый, выросший в подворотнях. Правда, в результате уличных приключений Петю поймали и направили в школу-интернат. Учеба давалась неплохо, но больше всего его тянуло в будку киномеханика, которому он помогал. После просмотра немых фильмов у парня зародилась мечта стать актером — и чем скорее, тем лучше. Алейников сам не заметил, как грезы о съемках в кино заставили его совершить побег и на крыше товарного поезда отправиться в Москву. Однако его поймали и определили в трудовую колонию. Там он записался в драмкружок, принимал активное участие в театральных постановках. А в 14 лет Петра перевели в Могилевскую коммуну имени 10-летия Октябрьской революции, где парень создал театральную студию и как умел ставил спектакли, привлекая к творчеству всё больше ровесников.

Старания не прошли даром. Снабдив Алейникова рекомендательным письмом, руководство коммуны направило его в ленинградский техникум сценических искусств на курс Сергея Герасимова. Там Петр влюбился в однокашницу Тамару Макарову. Ударом для парня стало то, что девушка встречалась с руководителем курса и вскоре собиралась за него замуж.

-3

Заложник амплуа

Первую роль в кино Алейникову дал еще один наш земляк, уроженец Витебской губернии Фридрих Эрмлер. В 1932 году он снимал производственную драму «Встречный», приуроченную к 15-летию революции. Петр сыграл одного из рабочих в цеху, где, конечно же, есть вредитель, ярый противник советской власти, которого разоблачили проницательные старожилы завода!

Продолжая испытывать чувства к Макаровой, актер сторонился Герасимова, понимая, что шансов у него нет. Но режиссер и педагог сам нашел его и предложил роль в ленте, которая по иронии судьбы называлась «Люблю ли тебя?». Алейников хотел отказаться от работы, так как в картине снималась та, по ком он страдал. Находиться с ней на съемочной площадке актеру было тяжело. Герасимов настоял. Петр не смог совладать с движением своей души — в процессе съемок любовался недоступной красавицей. В то же время не мог признаться в чувствах. И запил. Да так, что режиссер отстранил его от роли. В картине остался лишь один эпизод с участием Алейникова.

Несмотря на срыв съемок и изгнание с площадки Петра, Сергей Аполлинариевич продолжал видеть в нем хорошего актера. Позвал его сыграть одного из главных героев в ленте «Семеро смелых», на которую постановщика вдохновили подвиги советских полярников. По сюжету комсомольцы отправляются в дальние края на зимовку. Поскольку тема пользовалась успехом, кино привлекло к себе внимание. Петр стал узнаваемым актером. Пришли заметные роли в таких фильмах, как «Истребители», «Трактористы», «Большая жизнь», «Конек-Горбунок». Интересно, что советские сценаристы тогда были далеки от американских клише драматургии. Но как-то по наитию, в любой компании или коллективе на экране, словно по голливудским стандартам, появлялись самый смелый и ответственный персонаж, его сомневающийся приятель, опытный и мудрствующий товарищ и, наконец, шутник, рубаха-парень. Этот образ режиссеры всегда доверяли именно Алейникову. Поговаривали, что он и не играл вовсе, а просто органично существовал в кадре, был самим собой.

До войны Петр Мартынович стал полновесной советской звездой. Женился на режиссере монтажа с «Ленфильма» Валентине Лебедевой. В 1938 году в семье родился сын Тарас, будущий кинооператор. В 1940-м на свет появился еще один отпрыск знаменитости — Николай.

-4

Удар за ударом

По рассказам членов семьи, весной 1941-го актер с супругой и Тарасом уехали в киноэкспедицию в Ташкент, а годовалого сына оставили в Ленинграде на попечении бабушки. Отправились ведь ненадолго.

В июне началась Великая Отечественная. В Узбекистане Алейников принимал участие в работе над боевыми киносборниками и духоподъемными художественными фильмами. Очень скоро город на Неве оказался в блокаде. Благодаря самоотверженности бабушки Николай выжил. После снятия блокады в феврале 1944-го его привезли в Ташкент. Но здоровье малыша было подорвано тремя годами голода, и он скончался. Там же, в Ташкенте, в семье появилась дочь Арина, которая потом стала актрисой.

Победа стала многообещающим событием для всех. Однако у Петра началась черная полоса. В 1946-м вторую часть фильма «Большая жизнь» с его участием положили на полку. Лента вышла лишь в 1958 году. Попытка сменить амплуа завершилась провалом. Алейников сыграл Пушкина в картине «Глинка». Увидев его в образе Александра Сергеевича, зал повалился от хохота. Критики написали разгромные статьи в газетах. Последовали роли второго плана. А с 1950 по 1955 год актера вообще не снимали. Он ездил по всей стране на встречи со зрителями в попытках заработать, часто неофициально. В результате в газете «Советская культура» об Алейникове вышел обличительный материал «В обход закона». Все эти беды актер заливал сорокаградусной. Интересный факт: после смерти патологоанатомы отметили, что от алкоголя организм Петра не пострадал. Причина в том, что у него была физиологическая особенность: тот моментально и сильно пьянел от одной-двух рюмок водки. Поэтому на самом деле пил мало.

С середины 1950-х до самой смерти в 1965 году Алейникова звали сыграть лишь в эпизодах. Только в конце жизни уважавший его за былые заслуги постановщик Булат Мансуров пригласил Петра Мартыновича на «Туркменфильм» исполнить главную роль в картине «Утоление жажды». Премьера состоялась спустя два года после похорон актера на Новодевичьем кладбище! Другу без званий и регалий свой законный кладбищенский участок уступил народный артист СССР Борис Андреев. Вытребовал у чиновников право погребения Алейникова в месте, предназначенном для него самого.

Еще материалы рубрики:

За что в СССР минскую ГАИ ставили в пример другим

Человек энциклопедических знаний. Малоизвестные факты о Ефиме Шифрине и его творчестве

Возглавлял ассоциацию пролетарских писателей и стал прототипом одного из персонажей Булгакова. Жизненный путь Леопольда Авербаха

«Муля, не нервируй меня!» Почему Фаина Раневская презирала тех, кто говорит эту фразу

Трагедия семьи, мистика, ранняя слава, угроза тюремного заключения. Что мы знаем о Вайноне Райдер

Смотрите также: