Найти тему
Старинный фотограф

"Пентакс Спотматик". Хорошая камера.

Предисловие.

Здравствуйте, дорогой читатель! Позвольте немного Вас развлечь. Мало будет сегодня про камеру - но много будет прочего, не менее, надеюсь, интересного. И сегодня для Вас - очень длинный текст, настоящий лонгрид. Одолеть его на бегу, в метро или в перерыве - боюсь, не выйдет. Но по-другому, без погружения в прошлое, без неких сравнений и объяснения причин - не смог бы я до Вас донести моего к этой камере отношения. Для Вашего удобства сочинение - впервые - разбито на главы. Не судите строго моё многословие - но не одним же ТикТоком нам жить? И приятного Вам чтения! 

глава 1. Нужно рассказать.

Давно - с зимы где-то - хотелось мне ещё одну камеру. Винтажное что-то - так и не нашлось, но желание расширить коллекцию - было. И решил Ваш покорный слуга: не ловится "ретро" - поищем что-то практичное: хорошую зеркальную камеру с резьбой М42. И любимым "Индустаром" такая комфортно поснимает, и "44й Гелиос" на чистую воду выведет. К последнему поскольку - большие вопросы имелись: он ли такой дымчато-ореольный или линзовый адаптер на "Никон" виноват - вот и выясним. В Сети из М42-машин было сколько-то "Практик" - но какие-то они, на мой взгляд, кондовые. Экспонометр у них, говорят, медленный. А ещё - на ртутных батарейках: а там аналог найди, напряжение подбери, полярность смени - много "танцев с бубном", словом. А "Практики" ламельные - чем-то на "Киев-19" похожи - а он мне душевную травму нанёс. Понимаю, глупо - но брать не хочу. "Порст" попался - но это "Косина", а якобы "Никон" от неё у меня уже есть. "Зенит", конечно - да, но захотелось и выдержек побогаче и зеркало побольше - да и поудобней, чего греха таить. И выбрал я в итоге - его, "Спотматик". Тоже на ртутной батарейке, и тоже со стрелочным экспонометром. Но выглядел аппарат хорошо, батарейка в него какая-то влезла, а экспонометр что-то показывал - потому я "Пентакс" этот и приобрёл. В руках повертел, съёмку начал. И писать уже стал про него: вот, мол, камера, неплохая, старомодная - и вся такая в тени великого "Никона". Но чувствую: вру - надо историю изучить. А, изучив, понял: нужно, обязательно нужно кое о чём рассказать. 

глава 2. Восходящее солнце. 

По-японски звучит как "Асахи". И наречь так фирму в созвучно названной стране - идея, по-моему, хорошая. Выпускала та фирма, главным образом, оптический материал, будучи в Японии одной из лучших. И, что приятно, вся без исключения продукция - от телескопных линз до очковых стёкол - была высочайшего качества. В конце 30х фирму возглавляет молодой, очень умный и энергичный президент - Сабуро Мацумото. С ним фирма крепчает и расширяется - линзы от "Асахи" покупают чаще и больше. А сам господин Мацумото - любит фотографию и уверен: за ней - будущее и большие доходы. Но увы, вот-вот закончится "межвоенное двадцатилетие" - страшное название, если честно. На всех парах Япония мчится к новой бойне - и фирма всё больше работает на армию. Но - пока может - делает что-то и для гражданских. За что ей, кстати - большое моё уважение. Потому что, во-первых, война - это плохо. А, во-вторых, японская армия тех лет - это крайне, скажем так, специфичная организация с не самым, скажем так, гуманным отношением к людям. Особенно - к военнопленным и жителям покорённых территорий. Кому интересно - погуглите, что эта армия в последнюю (надеюсь) Мировую войну вытворяла. Только на ночь не читайте - не надо. Но - мы отвлеклись. Продолжим: отгремела Большая Война, страна разрушена, заводов почти нет. Оборонных заказов тоже нет - и больше не будет. Зато в Японии снова много солдат - правда, теперь американских. Им тоже можно что-нибудь продать. Президент Мацумото, меньше чем за год, из руин поднимает "Асахи оптикел", находит уцелевших сотрудников и - продав, что можно - выплачивает все долги. Фирма готова к работе - и она выпускает отличные бинокли. Сначала - для американской армии, затем - для всех остальных. О фирме вспоминают, вновь поступают заказы - жизнь продолжается. Для возрождённой "Асахи оптикел" вновь восходит солнце. 

глава 3. Мечта господина президента.

Пятидесятые, в Японии - бум фотопрома. Многие фирмы выпускают камеры с немецкими корнями. Во-первых, потому что "Лейка" - это и вправду хорошо. Во-вторых - потому что это проще. И, в третьих - это очень по-японски. Изобретают жители Ниппона плоховато - но они мастера улучшений. Сделать по-чужому, но гораздо лучше - в этом они все. "Асахи оптикел" по-прежнему делает для других отличные линзы. Но президент Мацумото понимает - пора исполнить давнюю мечту - пора создать камеру. Но какую? Дальномерных много, форматных тоже, а вот SLR (зеркальных однообъективных) - почти нет. Отлично! Но камера нужна - надёжная, прочная, с затвором, как у "лейки" - и такая же небольшая. Начать разработки приказано лучшим инженерам - Рехею Сузуки и Нобуйуки Йошиде. И они, неустанным трудом, такую камеру - создают. Правда, с шахтой - смотреть в неё приходится сверху, склонившись. Изображение в видоискателе - хоть и прямое, но зеркальное: "право" и "лево" перепутаны местами. И снимать так - неудобно, особенно японцу, с их любовью к порядку и лёгкой асимметрии! Кроме того, зеркало, если не ошибаюсь, хоть и было возвратным - но с неудобным приводом от спуска. А ещё камеру сильно трясло при съемке. И господин Мацумото просит инженеров Сузуки и Йошиду (точнее, ставит ультиматум) - камеру улучшить. И у них вновь получается. Зеркало теперь привычное нам, "прыгающее", а вибраций - почти нет. Остаётся шахта. Мацумото непреклонен: съемку нужно упростить и сделать удобней - нужна пентапризма - вещь сложная и дорогая. Снизит её цену - только машинная шлифовка. Президент рискует: набирает долгов на несколько капиталов (!) фирмы - и покупает нужное оборудование. И он не прогадал: новая камера покоряет рынок в 1957 году. За разумную цену "Асахи" предлагает отличный корпус, проверенный шторный затвор, много выдержек, лёгкую наводку и - фирменную, первоклассную оптику на немецкой резьбе М42. Помните про японский подход? А у камеры ещё - курковый взвод, сматывающая рулетка и новая, очень удобная компоновка. И, кроме того - дизайн на все времена. И звучное немецкое название - "Пентакс". Японская призменная SLR. Красивая, удобная - и очень успешная. Воплощённая мечта господина президента.

слева направо: Рехей Сузуки, Нобуйуки Йошида, Сабуро Мацумото
слева направо: Рехей Сузуки, Нобуйуки Йошида, Сабуро Мацумото

глава 4. Больше и лучше.

Шестидесятые. На "Пентаксы" - немалый, устойчивый спрос. Президент Мацумото понимает: экспорт - это прибыльно, и аппараты активно идут за рубеж. Почивать на лаврах тоже нельзя - камеру совершенствуют. Исчезает вторая головка выдержек. Появляются подключаемые экспонометры, множится парк оптики. И, наконец, аппарат обретает внутренний сопряжённый светомер, знаменитый TTL - одним из первых во всем мире! Рождается сегодняшний наш герой - "Пентакс спотматик". Много впереди ещё будет славного: и отличный байонет К, и превосходная оптика, и электронные - а потом и цифровые камеры. Но мы, дорогой читатель, закончим с историей, пожалуй здесь, в шестидесятых. Вспомним лишь, напоследок, о конкурентах - что у них? А у них тоже - всё достойно. Вот уже который год "Ниппон Когаку" выпускает прочнейший, надёжнейший, роскошный "Никон Ф". Своя оптика, свой TTL, сменные экраны, моторные приводы и тоже - постоянные улучшения. Журналисты снимают "Никонами". А "Пентаксами" - все остальные. Одни лучше - других больше. 

глава 5. Мой "японец". 

Перейду, наконец, к нему. "Спотматик" красив: по-японски сдержанно хорош собой. Угловатый, гранёный корпус привычной формы, но соразмерен и приятен глазу. Взводной рычаг - само изящество. А цвет - нестареющая классика - чёрный. Затвор тканевый - но зато прорезиненный. Функционал - тоже приличный: выдержки от 1 секунды до 1/1000, "моргающий" механизм с отдельным репетиром. И конечно же, они - милые сердцу мелочи. Это и маркер в особой дырочке, напоминающий, что затвор взведён. И маркер в стрелке выдержек, сообщающий, что светомер не поможет. И два контакта для различных вспышек - электронных и сгорающих. Да, это мелочи - но которых, как известно, нет ничего важней. Не скрою: "дорого-богато" про этот аппарат не скажешь - заметно: йены на заводе берегли. Но тратили - куда надо: честный, отличный металл везде и всюду, и сборка - выше всех похвал. Добротен мой "японец". 

собственно
собственно

глава 6. Съёмка "Пентаксом". 

В работе "Спотматик" увесист, но не тяжёл. Наводка сносная - и даром, что без клиньев: экран большой и светлый, растр наглядный. Взвод туговатый, но недлинный, а спуск - мягкий. Звук снимка "шторный", протяжный, а в конце - лёгкий звон. Приятно, что репетир диафрагмы фиксируется и сам после спуска отключается. Экспонометр - увы, пока некорректен, но его, быть может, и вылечим. А если нет - невелика беда, как ни странно. Всё равно для серьёзного снимка экспопару приходится смартфоном уточнять, а для быстрого - и примерная сойдёт. Для тестовой съёмки зарядил я плёнку покороче и оказался ей 125й "А-колор". По цветам он, правда, красноватый - но ничего, пойдёт. Снимки, в целом, получились. Есть спорный момент с 1/1000 - но там разбираться будем: вполне возможно - не в камере дело. Что до оптики, то "Гелиосу" на этой камере - явно лучше: ореолы на солнечных местах уменьшились и поредели, пропала синяя дымка. Наводить "44й", кстати - заметно легче, чем на "Зените-12 сд". С "Индустаром" - всё хорошо: умеренный контраст в обмен на резкость и пригодность. А вот "Мир Гран При" не прижился: "козырёк" на задней линзе задевает порой за зеркало. И всё же: съёмка "Пентаксом" - это неплохо. 

фото "Индустаром"
фото "Индустаром"
фото "Гелиосом"
фото "Гелиосом"

глава 7 и она же - эпилог. Так что же?

А, собственно, вот что. "Спотматик" - камера не отличная и не шикарная, но - очень хорошая. Он - это старенькие инженерные решения, но - доведённые до совершенства. Он - это борьба за себестоимость, но - качеству не в ущерб. А ещё он - воплощённая история. История поиска и терпения, настойчивости и твёрдой руки, надежд и риска - и всего прочего, о чём писал я выше. И, само собой, в нём - дух того времени. Не такого, быть может, удобного и сытого, но, думаю - и не столь быстрого и заполошного, как наше. Тем и нравится. Поведёт себя хорошо - куплю старичку оптики. 

Спасибо, что прочли! Мира Вам. И будьте здоровы.