Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Гуляй город – это так называемые передвижные полевые укрепления, которые применялись не только для обороны на конно-опасном направлении против набегов кочевников, но и при осаде городов.
В Большой Российской энциклопедии (БРЭ)написано: «ГУЛЯЙ-ГОРОД, подвижное полевое укрепление рус. войск 16–17 вв. Собирался из дерев. щитов с бойницами для пищалей или пушек малых калибров, за которыми располагались пехота (стрельцы) и артиллерия. Щиты Г.-г. перевозились град-обозом, а при боевых действиях их устанавливали на телеги (летом) или сани (зимой), скрепляли между собой и разворачивали в прямую линию, полукруг или в круг. При штурме крепости из щитов собирали осадные башни и подводили непосредственно к её стенам. Иногда из щитов составлялись острожки (пограничные укрепления). Использовался Г.-г. как при обороне, так и в наступлении. Недостатком являлось то, что для развёртывания Г.-г. желательна была равнинная местность. Обслуживался Г.-г. плотниками. Работами по его созданию руководили «розмыслы» (инженеры). Возглавлял работы «гулявый» воевода (начальник Г.-г.), при нём имелись дьяки с подьячими (помощниками)»
В БРЭ подчеркивается, что: «Впервые упоминается в летописных источниках в 1530 при описании похода рус. войска на Казань. В зарубежной литературе Г.-г. упоминаются под назв. «московских Г.-г.». С появлением арт. орудий крупного калибра Г.-г. утратил своё значение.»
«У гуляй-города были и другие названия: гуляй-городок, град-обоз. Последнее название звучит точнее прочих, так как обоз этот представлял собой вереницу прочных телег, на которых были установлены большие и крепкие щиты. Телеги были мобильными, и при желании можно было соорудить импровизированную крепость любой формы. Эти сооружения с успехом защищали бойцов от лёгкого стрелкового оружия и от стрел, которыми были вооружены кочевники. Через такую «загородку» не могла проникнуть ни тяжёлая, ни лёгкая конница. («Что такое гуляй город» https://histrf.ru/read/articles/chto-takoie-ghuliai-ghorod)
Но почему – то большинство авторов считает, что гуляй города пришли к нам из Европы, приведем пример. «Как нетрудно догадаться, пришло все это великолепие из Европы, в которой столетием ранее (в XV веке) отгремели Гуситские войны, в которых храбрые чехи громили в хлам хваленые рыцарские конные отряды. Как раз с помощью повозок. Тут и по лингвистике можно проследить, ведь называлось все это веселье в Чехии «табором». А в Англии — «вагон-фортом». А по немецки - «вагенбург». Ну а наши назвали «гуляй-городом», весьма колоритно) («Откуда в русской армии появились «Гуляй-города»?» https://dzen.ru/a/XG8h3dHzigDH0Rvr)
Но почему с Запада на Русь пришли гуляй города? На западе очень много замков, крепостей, зачем были нужны гуляй города, кроме их использования в гуситских воинах.
По нашему мнению такие гуляй города пришли с востока от кочевников, от степных орд
«В первую очередь нужно обратить внимание на тот непреложный факт, что до начала завоевательных походов и образования огромной империи Чингисхана городов у монголов не было вообще и они действительно оставались, что называется, чистыми кочевниками. Собственно, монгольские города начинают появляться только через некоторое время после образования огромной империи, в состав которой вошли многие кочевые к оседлые народы. Попытки некоторых историков объяснить возникновение городов у монголов влиянием оседлых соседей не находят подтверждения. Такое влияние возможно только в местах непосредственного соприкосновения кочевого и оседлого населения, то есть на самых окраинах их обитания. А собственно монгольские города появились в самом центре степей за много дней пути от районов традиционного развитого градостроительства.»(Вадим Егоров «Города Золотой орды»)
Людовик Святой послал с миссией к монголам францисканца Гийома де Рубрука: «В 1254 году, Гийом де Рубрук, побывал в так называемой столице Батыя. Из его описания видно, что это скопище кибиток, которые медленно передвигаются по степи. Находилось всё это там, где начинается дельта Волги и она распадается на три русла…"Города" Золотой Орды выглядели точно так же как города Туркистана и Монголии в начале 20го века. Это беспорядочное скопище войлочных кибиток и мазанок из глины, соломы и навоза. Антисанитария страшная, регулярные эпидемии выкашивали население. Как только територия была полностью загажена, население перемещалось на новое место. (Станислав Глушков из комментария)
«Столица Сарай-Бату – представляла собой огромное скопище поставленных на колеса кибиток. Сегодня здесь столица, а завтра, если пожелает хан, кибитки двинутся в путь, уводя за собой огромные стада, потом найдут новое место и гордо назовут его городом.» («Монгольское нашествие» с сайта Борзиловой Людмилы Викторовны https://borzilova.ru/2015/07/15/%...
Почему археологи не могут найти не могут найти столицу(столицы) Золотой орды? Подробнее в нашей статье Где была столица Золотой Орды? Правда и вымысел https://dzen.ru/media/id/60034dcd9b2b224c262c30f4/gde-byla-stolica-zolotoi-ordy-pravda-i-vymysel-61704eb470559364be2ef338
Приведем обоснованное мнение Светланы Александровны Плетнёвой — советского и российского историка и археолога, доктора исторических наук, профессора, специалист по археологии евразийских степей: «Что же остается археологам от культуры кочевников, находившихся на первой, таборной стадии кочевания? Разноэтническая, разноязыкая, разнокультурная масса племен и орд, объединенная под властью вождей в союзы племен или орд, постоянно двигалась по тысячекилометровым степям во враждебном окружении. У них не было ни постоянных становищ, на которых могли бы остаться культурные слои, ни постоянно функционировавших родовых кладбищ. Хоронили они чаще всего в курганах предыдущих эпох, рассыпанных по степи (так называемые «впускные погребения»), или просто в специально тщательно скрытых (затоптанных конями, заложенных дерном и даже затопленных рекой) могилах. Этот обычай скрывать места погребений дольше всего сохранялся в среде родовой аристократии, где древние обычаи культивировались и оберегались более тщательно, чем в среде простого народа. Древняя обрядность как бы выделяла аристократию, бывшую к тому же носительницей древних верований, поскольку вожди и ханы исполняли по совместительству и функции верховных жрецов. Ханские усыпальницы отличались необычайным богатством сопровождающего инвентаря, поэтому скрыть их от глаз народа и грабителей было необходимо (особенно в условиях постоянных откочевок в новые места и невозможности охранять могилу от осквернения). Делая скрытые могилы, кочевники, как правило, преследовали именно эту цель — уберечь ее от грабителей и иных осквернителей. Так, еще в XIII в. Плано Карпини фиксировал этот «скрытый» погребальный обряд в развитом феодальном монгольском обществе: «если умирал среди монголов знатный и богатый», то его хоронили «тайно в поле», причем сверху над могилой «кладут траву, как было раньше, с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место» (Плетнёва Светлана Александровна «Кочевники Средневековья. [Поиски исторических закономерностей»)
На Руси в военном деле часто перенимали опыт других народов поэтому для борьбы против кочевников были взяты за основу передвижные города самих кочевников, но конечно усовершенствованные перевозимыми щитами с бойницами и другими нововведениями. Гуляй города на Руси появились гораздо раньше так, как Русь граничила с кочевниками с начала своего возникновения. Такой опыт русских воинов был перенят на западе.