Найти тему
История в историях

Откуда на Руси появились гуляй- города?

из интернета
из интернета

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

Гуляй город – это так называемые передвижные полевые укрепления, которые применялись не только для обороны на конно-опасном направлении против набегов кочевников, но и при осаде городов.

В Большой Российской энциклопедии (БРЭ)написано: «ГУЛЯЙ-ГОРОД, под­виж­ное по­ле­вое ук­ре­п­ле­ние рус. войск 16–17 вв. Со­би­рал­ся из де­рев. щи­тов с бой­ни­ца­ми для пищалей или пу­шек ма­лых ка­либ­ров, за ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­лись пе­хо­та (стрель­цы) и ар­тил­ле­рия. Щи­ты Г.-г. пе­ре­во­зи­лись град-обо­зом, а при бое­вых дей­ст­ви­ях их ус­та­нав­ли­ва­ли на те­ле­ги (ле­том) или са­ни (зи­мой), скре­п­ля­ли ме­ж­ду со­бой и раз­во­ра­чи­ва­ли в пря­мую ли­нию, по­лу­круг или в круг. При штур­ме кре­по­сти из щи­тов со­би­ра­ли осад­ные баш­ни и под­во­ди­ли не­по­сред­ст­вен­но к её сте­нам. Ино­гда из щи­тов со­став­ля­лись ост­рож­ки (по­гра­нич­ные ук­ре­п­ле­ния). Ис­поль­зо­вал­ся Г.-г. как при обо­ро­не, так и в на­сту­п­ле­нии. Не­дос­тат­ком яв­ля­лось то, что для раз­вёр­ты­ва­ния Г.-г. же­ла­тель­на бы­ла рав­нин­ная ме­ст­ность. Об­слу­жи­вал­ся Г.-г. плот­ни­ка­ми. Ра­бо­та­ми по его соз­да­нию ру­ко­во­ди­ли «роз­мыс­лы» (ин­же­не­ры). Воз­глав­лял ра­бо­ты «гу­ля­вый» воевода (на­чаль­ник Г.-г.), при нём име­лись дья­ки с подь­я­чи­ми (по­мощ­ни­ка­ми)»

В БРЭ подчеркивается, что: «Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в ле­то­пис­ных ис­точ­ни­ках в 1530 при опи­са­нии по­хо­да рус. вой­ска на Ка­зань. В за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ре Г.-г. упо­ми­на­ют­ся под назв. «мо­с­ков­ских Г.-г.». С по­яв­ле­ни­ем арт. ору­дий круп­но­го ка­либ­ра Г.-г. ут­ра­тил своё зна­че­ние.»

«У гуляй-города были и другие названия: гуляй-городок, град-обоз. Последнее название звучит точнее прочих, так как обоз этот представлял собой вереницу прочных телег, на которых были установлены большие и крепкие щиты. Телеги были мобильными, и при желании можно было соорудить импровизированную крепость любой формы. Эти сооружения с успехом защищали бойцов от лёгкого стрелкового оружия и от стрел, которыми были вооружены кочевники. Через такую «загородку» не могла проникнуть ни тяжёлая, ни лёгкая конница. («Что такое гуляй город» https://histrf.ru/read/articles/chto-takoie-ghuliai-ghorod)

Но почему – то большинство авторов считает, что гуляй города пришли к нам из Европы, приведем пример. «Как нетрудно догадаться, пришло все это великолепие из Европы, в которой столетием ранее (в XV веке) отгремели Гуситские войны, в которых храбрые чехи громили в хлам хваленые рыцарские конные отряды. Как раз с помощью повозок. Тут и по лингвистике можно проследить, ведь называлось все это веселье в Чехии «табором». А в Англии — «вагон-фортом». А по немецки - «вагенбург». Ну а наши назвали «гуляй-городом», весьма колоритно) Откуда в русской армии появились «Гуляй-города»https://dzen.ru/a/XG8h3dHzigDH0Rvr)

Но почему с Запада на Русь пришли гуляй города? На западе очень много замков, крепостей, зачем были нужны гуляй города, кроме их использования в гуситских воинах.

По нашему мнению такие гуляй города пришли с востока от кочевников, от степных орд

«В первую очередь нужно обратить внимание на тот непреложный факт, что до начала завоевательных походов и образования огромной империи Чингисхана городов у монголов не было вообще и они действительно оставались, что называется, чистыми кочевниками. Собственно, монгольские города начинают появляться только через некоторое время после образования огромной империи, в состав которой вошли многие кочевые к оседлые народы. Попытки некоторых историков объяснить возникновение городов у монголов влиянием оседлых соседей не находят подтверждения. Такое влияние возможно только в местах непосредственного соприкосновения кочевого и оседлого населения, то есть на самых окраинах их обитания. А собственно монгольские города появились в самом центре степей за много дней пути от районов традиционного развитого градостроительства.»(Вадим Егоров «Города Золотой орды»)

Людовик Святой послал с миссией к монголам францисканца Гийома де Рубрука: «В 1254 году, Гийом де Рубрук, побывал в так называемой столице Батыя. Из его описания видно, что это скопище кибиток, которые медленно передвигаются по степи. Находилось всё это там, где начинается дельта Волги и она распадается на три русла…"Города" Золотой Орды выглядели точно так же как города Туркистана и Монголии в начале 20го века. Это беспорядочное скопище войлочных кибиток и мазанок из глины, соломы и навоза. Антисанитария страшная, регулярные эпидемии выкашивали население. Как только територия была полностью загажена, население перемещалось на новое место. (Станислав Глушков из комментария)

«Столица Сарай-Бату – представляла собой огромное скопище поставленных на колеса кибиток. Сегодня здесь столица, а завтра, если пожелает хан, кибитки двинутся в путь, уводя за собой огромные стада, потом найдут новое место и гордо назовут его городом.» («Монгольское нашествие» с сайта Борзиловой Людмилы Викторовны https://borzilova.ru/2015/07/15/%...

Почему археологи не могут найти не могут найти столицу(столицы) Золотой орды? Подробнее в нашей статье Где была столица Золотой Орды? Правда и вымысел https://dzen.ru/media/id/60034dcd9b2b224c262c30f4/gde-byla-stolica-zolotoi-ordy-pravda-i-vymysel-61704eb470559364be2ef338

Приведем обоснованное мнение Светланы Александровны Плетнёвой — советского и российского историка и археолога, доктора исторических наук, профессора, специалист по археологии евразийских степей: «Что же остается археологам от культуры кочевников, находившихся на первой, таборной стадии кочевания? Разноэтническая, разноязыкая, разнокультурная масса племен и орд, объединенная под властью вождей в союзы племен или орд, постоянно двигалась по тысячекилометровым степям во враждебном окружении. У них не было ни постоянных становищ, на которых могли бы остаться культурные слои, ни постоянно функционировавших родовых кладбищ. Хоронили они чаще всего в курганах предыдущих эпох, рассыпанных по степи (так называемые «впускные погребения»), или просто в специально тщательно скрытых (затоптанных конями, заложенных дерном и даже затопленных рекой) могилах. Этот обычай скрывать места погребений дольше всего сохранялся в среде родовой аристократии, где древние обычаи культивировались и оберегались более тщательно, чем в среде простого народа. Древняя обрядность как бы выделяла аристократию, бывшую к тому же носительницей древних верований, поскольку вожди и ханы исполняли по совместительству и функции верховных жрецов. Ханские усыпальницы отличались необычайным богатством сопровождающего инвентаря, поэтому скрыть их от глаз народа и грабителей было необходимо (особенно в условиях постоянных откочевок в новые места и невозможности охранять могилу от осквернения). Делая скрытые могилы, кочевники, как правило, преследовали именно эту цель — уберечь ее от грабителей и иных осквернителей. Так, еще в XIII в. Плано Карпини фиксировал этот «скрытый» погребальный обряд в развитом феодальном монгольском обществе: «если умирал среди монголов знатный и богатый», то его хоронили «тайно в поле», причем сверху над могилой «кладут траву, как было раньше, с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место» (Плетнёва Светлана Александровна «Кочевники Средневековья. [Поиски исторических закономерностей»)

На Руси в военном деле часто перенимали опыт других народов поэтому для борьбы против кочевников были взяты за основу передвижные города самих кочевников, но конечно усовершенствованные перевозимыми щитами с бойницами и другими нововведениями. Гуляй города на Руси появились гораздо раньше так, как Русь граничила с кочевниками с начала своего возникновения. Такой опыт русских воинов был перенят на западе.